Антиукраинский закон Парето
Публицистическая провокация экономиста
Почему Украина, богатая талантами, природными дарами и волей людей к свободе, живет в бедности и несправедливости? На этот популярный, сакраментальный и фундаментальный вопрос ответил известный экономист, общественный деятель, ученый и публицист Александр Савченко. Его книга «АНТИУКРАЇНЕЦЬ або воля до боротьби, поразки чи зради» вышла в издательстве «Саммит-Книга» тиражом в 2000 экземпляров. Привожу количество копий в качестве иллюстрации спроса на современную общественно-политическую мысль. Сотни тысяч людей у нас заняты в сфере государственного управления, но литературой профессионального уровня интересуется лишь узкая группа интеллектуалов. Потому что жизнь на руководящих постах не нуждается в знании общества, для ее успешности достаточно выполнять кулуарные правила, понимать замыслы вождей и корпораций. Об этом говорит тираж издания профессора Савченко, и сам он, знающий конструкцию нашей системы изнутри. Тем и любопытна эта книга.
Ее написал человек, которого не назовешь оторванным от практики «чистым теоретиком», как и «профессионалом», который врос в коррумпированную систему, воспринимая ее своей естественной средой. Пан Александр был заместителем министра финансов, главы национального банка Украины, работал исполнительным директором Европейского банка реконструкции и развития в Лондоне... Однако, не уподобляясь функционерам этих структур, рассуждающих на пенсии о макропоказателях экономики, Александр Владимирович в центр поднятых проблем поставил мировоззренческие вещи. Они и увлекли меня своей прямотой, новизной и смелостью. Не стану пересказывать все мысли 120-страничной книги, остановлюсь лишь на впечатливших лично меня.
Во-первых, Александр Савченко существенно поправил известного политолога Сэмюэля Хантингтона, автора концепции этнокультурного разделения цивилизаций, выделив Московско-православную цивилизацию с центром в России, которая отличается от всех других ветвей христианства не только византийской традицией, но и последствиями трехсотлетнего татарского ига, отчуждением от Возрождения, Реформации, Просвещения. Архаичное московское православие подавляет волю людей к переменам и прогрессу, верность и покорность власти оно возводит в ранг добродетелей, а мифами о братстве народов прикрывает политику насильственного удержания подконтрольных империи территорий. Разные по своим внутренним убеждениям «русские люди» — от Федора Достоевского до Владимира Путина — в своем православном мире печалятся о пролитой абстрактной детской слезе, но искренне призывают воевать за Константинополь или Багдад. Это стремление поставить православную веру выше общечеловеческих ценностей и отделяет московское христианство от украинского, европейского, американского. Насилие — главный инструмент в строительстве Московско-православной цивилизации, и действия Путина логичны для государственной политики, парадигму которой заложили Иван Грозный, Петр Первый, Иосиф Сталин... То, что человеку западной культуры представляется пороком, в России выглядит вполне приемлемым качеством человека. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть.
Во-вторых, автор книги высказал практические советы нынешним украинским политикам по тому, как, на его взгляд, следует осуществлять процедуры возврата территорий, захваченных Россией. Крым и Донбасс должны стать тяжким грузом для российского бюджета, но не для украинского. Если экономические санкции и политическое давление заставят агрессора отказаться от той формы аннексии, которая практикуется сейчас, Украине не следует единственной принимать на себя обязательства возрождения городов, сел, всей инфраструктуры Крыма и Донецка. «Если все делать правильно, — утверждает автор, умеющий считать, — на удержание захваченных территорий России придется ежегодно тратить около 10 млрд долларов, плюс инвестировать в них еще близко 2—3 млрд» Это финансовое бремя, вместе с запретом всего российского экспорта в Украину, способно стать рычагом для демонтажа нынешней кремлевской власти.
В-третьих, впервые на моей памяти, экономист и финансист поставил проблемы культуры в ряд важнейших. Перед обществом стоит очень сложная задача обеспечения украинцев качественным культурными товарами и услугами, утверждает А.Савченко, настаивая на увеличении расходов в этой сфере более чем на 0,5% от ВВП Украины. И правда, каким может быть общество, растущее на импортном интеллектуальном и духовном материале? Как можно проводить национальную политику, если люди не ощущают различий между своим и чужим наследием? Интересно, что расходы на украинскую культуру и науку и в СССР были меньше, чем во всех других республиках Советского Союза. Траты на развитие культуры (печать, телевидение, сфера искусств) в УССР не превышали 3,8 рубля на человека, в то время, когда в РСФСР они достигали 12,8. Этим, кстати, и объясняется тот факт, что украинские служители муз в первые годы независимости зарабатывали преимущественно в России, где тарификация интеллектуального труда и теперь остается выше украинской.
Наконец, в-четвертых. Содержание всей книги профессора Савченко пронизано духом инновационности. Независимо от того, идет ли речь об обороне страны, экономике, социальной или гуманитарной сферах, всюду автор призывает читателя переосмыслить прежний опыт и отбросить груз прошлого. Действительно, у нас в стране слишком долго пользуются отслужившими свой срок вещами. Дымят трубы заводов, построенных по плану Алексея Косыгина, крутятся кадры кинолент, снятых во времена молодости Днепрогэса, пустуют библиотеки, зато людно в церквях. Люди мерзнут зимой в хрущевках, где сменилось уже три поколения, и чтут традиции колхозного строя. Мы — отсталая страна, и без мощного рывка вперед не сможем выжить в изменившемся мире. И, чтобы совершить этот рывок, прежде всего надо изменить шкалу ценностей, поставив человека выше политической целесообразности и рационализма экономики.
Украинцы постоянно думают о деньгах потому, что 80% населения, по европейским нормам, — бедняки, крайне нуждающиеся и мало приспособленные к самоутверждению люди. Это корень всех проблем. Пока человек не станет богатым, он не станет свободным. Если экономика будет расти, а процентное соотношение между бедными и богатыми останется на прежнем уровне, то нет смысла в таком росте ВВП. Только лидеры, которые приведут украинцев к зажиточной жизни, заслуживают нашей поддержки, все остальное — от лукавого, заключает автор.
Каждый день парламент и правительство вырабатывают множество документов реформаторского плана. Так нам говорят. Но мы сомневаемся в подлинном значении законов и указов. Мы не чувствуем их на себе, не видим перемен. Вовсе не потому, что монстр коррупции поедает все. Проблема глубже. Она в системе сложившегося образа жизни в Украине, где 20% населения не только владеют всем, но и не допускают к владению остальных. Коррупция — лишь инструмент защиты крайних форм монополизма, достигшего огромных масштабов в нашей стране. Почему так случилось — об этом и написал профессор А.Савченко. Пусть не смущает вас провокационное название книги. Антиукраинец — это раб, живущий в каждом из нас; нищий, готовый продаться за еду; манкурт, не знающий своей культуры и языка; прихожанин, любящий церковь без Бога; предприниматель, создающий преференции для своего бизнеса и удавки для чужого. Будем ли мы соглашаться с законом Парето, по которому усилия 20% создают результат для 80%, — вот в чем вопрос.