Перейти к основному содержанию

Армения: осуществленный идеал «бархатной» революции?

24 апреля, 11:20

В Армении победила «бархатная», совершенно мирная и практически бескровная революция (несколько пострадавших в стычках с полицией – не в счет). Попытка бывшего президента Сержа Саргсяна, вполне послушного российского ставленника, правившего Арменией 10 лет, остаться у власти неограниченно долго, по образцу ряда азиатских и африканских диктатур и могущественно северного соседа, передав основные полномочия от президента премьер-министру и без какого либо ограничения числа премьерских сроков, полностью провалилась.

Когда в прошлом году Саргсян «продавил» проведение референдума для соответствующего изменения конституции, он публично пообещал, что не будет выдвигать свою кандидатуру на пост премьер-министра. То, что Саргсян свое обещание самым наглым образом нарушил и стал единственным кандидатом от правящей Республиканской партии на пост премьера, возмутило людей больше всего. Но к этому добавились весомые экономические и политические факторы: 30% населения, живущего за чертой бедности, кризисное состояние экономики, которое в правление Саргсяна только ухудшалось, и пышный расцвет коррупции, кумовства и клановости. Все это вместе вывело на улицы армянских городов десятки тысяч, а на улицы Еревана – сотни тысяч протестующих, так что в кресле премьера Саргсян усидел всего лишь неделю. Все это показало цену победы его Республиканской партии на последних парламентских выборах, где ее прямо обвиняли в покупке голосов избирателей.

Причем протест носил исключительно мирный характер – никакого битья витрин и поджогов машин. Протест развивался точно по такому сценарию, о котором мечтал для России покойный Борис Немцов. Помню, как за несколько месяцев до своей гибели он говорил мне, что собирается когда-нибудь вывести на московские улицы десятки тысяч, а затем и сотни тысяч участников мирных протестных демонстраций, на сторону которых перейдут не способные их разогнать полицейские. И тогда режиму Путина придет конец.

Армянская революция еще раз доказала эффективность подобной тактики. Даже арест лидеров протеста властям ничуть не помог. Число протестующих все увеличивалось, а когда в их рядах появились кадровые военные, Саргсян осознал безнадежность своего положения и невозможность даже теоретически разогнать демонстрантов силой, поскольку никаких лояльных силовых структур у него больше не осталось, и подал в отставку. Хотя министерство обороны и осудило участие военнослужащих в демонстрациях, но сделать ничего не смогло. Это показывает, что степень контроля министерства обороны над армией невелика. А это увеличивает вероятность проведения досрочных парламентских выборов, на которых настаивают руководители революции. Использовать для разгона протестующих персонал российской военной базы в Армении также не представлялось возможным, поскольку среди рядового состава там преобладают местные уроженцы. До этого на встрече с лидером протеста Николом Пашиняном, провозгласившим начало «бархатной» революции в Армении, Саргсян говорил, что покинет свой пост только тогда, когда удастся решить Карабахскую (Арцахскую) проблему, что на практике означало, что он собирался править до греческих календ. Но вышло иначе.

Теперь, конечно, предстоит борьба за установление в Армении подлинно демократического режима. Пока что исполнять обязанности премьер-министра назначен вице-премьер и член Республиканской партии Карен Карапетян, бывший топ-менеджер «Газпрома» и, следовательно, для России человек вполне приемлемый. Саргсян же пока что остается председателем Республиканской партии и в этом качестве сохраняет теоретическую возможность влиять на политику правительства. Однако на практике, учитывая колоссальный уровень его непопулярности, можно с высокой степенью вероятности предположить, что уход Саргсяна с партийного поста – вопрос ближайшего времени. Оппозиция, опираясь на массовые протесты, будет требовать роспуска парламента и проведения досрочных парламентских выборов, чтобы закрепить победу. Удастся ли ей этого достичь, покажут ближайшие дни. Если же нынешняя правящая Республиканская партия останется у власти, это грозит сохранением в несколько модернизированной форме авторитарного и коррумпированного режима. Однако представляется весьма сомнительным, что при существующем уровне развития протеста в Армении удастся сохранить прежнюю конструкцию власти. Скорее всего, будет создано правительство национального единства, и досрочные выборы все же состоятся, может быть, несколько позже.

В лагере антипутинской оппозиции в России победа «бархатной» революции в Армении стала настоящим праздником. Многие в соцсетях откровенно выражали надежды, что подобная революция вскоре произойдет и в России. Вот что говорит, например, системный либерал Леонид Гозман: «Да здравствует Армения и армяне! Впереди, наверняка, масса проблем, но вынудив Саргсяна уйти, они доказали, что они свободные люди. Представляете, с каким ужасом смотрит на все это наше начальство?» Российское начальство, действительно, смотрит с ужасом и оказалось парализовано еще сильнее, чем после разгрома «вагнеровцев». Прокремлевские блогеры, наоборот, призывали к силовому подавлению мирных демонстраций, привычно аргументируя это тем, что промедление с репрессиями в будущем приведет к еще большему кровопролитию.

Пока революция развивалась, прокремлевские СМИ и бойкие ведущие политических ток-шоу о событиях в Армении словно воды в рот набрали. И только после отставки Саргсяна, когда победа революции стала очевидной, и сохранять молчание и дальше стало совсем неудобно, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков набрался смелости и заявил: «Армения — наш ближайший союзник, страна с которой у нас развиваются самые тесные отношения. Армения — это участник ЕврАзЭС. Для нас чрезвычайно важна это страна, поэтому мы очень внимательно наблюдаем за тем, что там происходит». Представитель МИД Мария Захарова даже льстиво назвала армян «великим народом». А ведущий официозной программы «Время» на Первом канале, хотя и оговорился, что вообще-то не одобряет смену власти посредством революции, никаких гневных филиппик в адрес армянских революционеров произносить не стал, как не стал делать этого и корреспондент, который вел репортаж из столицы Армении.

Впрочем, для последнего подобного рода высказывания были чреваты крупными неприятностями прямо на месте. А ведь для Кремля словосочетание «бархатная» революция является ругательным. Но сейчас ругать победивших революционеров в Москве остерегаются, поскольку уверены, что рвать с Россией они не будут, поскольку только она де-факто поддерживает Армению в Карабахском конфликте. Никаких воплей о «цветной» революции и руке «Вашингтонского обкома». Ведь с теми, кто придет к власти в результате революции (а это совсем не обязательно будет удобный для Москвы Карапетян), Кремлю еще придется иметь дело. Россия сделает все, чтобы удержать Армению в своей орбите, и, в частности, не допустить ее выхода из Евразийского экономического союза, куда она вступила при Саргсяне. Что не исключает, конечно, в случае, если отношения у Москвы с новыми властями не сложатся, появления в будущем привычной для Кремля риторики об очередной «цветной» революции, инспирированной извне.

Возможно ли в России повторение сценария армянской революции? Боюсь, что в ближайшее время нет. И вот почему. Армяне не в первый раз демонстрируют способность общенациональной консолидации. Основа такой консолидации, даже если она направлена против конкретных политиков и кланов (характерно, что никто даже не пытался организовать демонстрации в поддержку Саргсяна), - армянская национальная идея, которая на данном историческом этапе сводится к удержанию Нагорного Карабаха де-факто в составе Армении.

Ничего подобного в России нет. Даже удержание Крыма в составе России, что сегодня поддерживает подавляющее большинство россиян, основой для национальной идеи стать не может. Те, кто поддерживает аннексию полуострова, искренне считают, что удержание Крыма в составе России и легитимизация захвата – это всецело дело государства, а не общества. Последнее в России давно уже утратило свою политическую роль. Поэтому массовые протесты, ведущие к смене политического режима, в России пока что невозможны.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать