Автокефалия Украинской Церкви и ее враги среди «украинских» нардепов
Если «вынести за скобки» разные тонкости и нюансы, Верховная Рада 19 апреля 2018 года, проголосовав за проект постановления № 8284 о поддержке обращения президента Петра Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине, подтвердила этим независимость Украинского государства. Так исторически сложилось, что утверждение в модерном мире национальных государств, в которых православные составляли подавляющую или значительную часть населения, влекло за собой возникновение автокефальных православных Церквей с центром в этих государствах. Причем это в основном происходило не сразу: так, автокефалия Болгарской православной Церкви была признана Вселенским патриархатом только через семь с лишним десятилетий после фактического создания этой Церкви, а до этого Вселенский патриарх называл ее «раскольнической»; Православная Церковь Албании провозгласила автокефалию в 1922 году, а в 1937 году была признана Вселенским патриархом. Румынская православная Церковь тоже прошла длительный путь становления: в 1865 году она провозгласила себя самоуправной, в 1885-м Вселенский патриархат предоставил ей автокефалию, и только в 1925 году она была возведена до уровня патриархии. А вот Македонская православная Церковь, которая была провозглашена автокефальной в 1967 году и которая объединяет 2/3 населения Республики Македония и македонскую диаспору на Западе (всего более 2 млн верующих), до сих пор считается «неканонической»; еще сложнее ситуация с Черногорской православной Церковью; она образовалась в 1485 году, в XIX века считалась автокефальной (ведь Черногория тогда была независимым государством), однако после Первой мировой войны и Черногорске государство, и Церковь «проглотила» Сербия. В 1993 году Черногорская Церковь возобновилась, однако ее опять-таки считают «неканонической». Ситуация схожа с той, которая сложилась с Украиной, только здесь действует фактор «великой России», а там - «великой Сербии». Впрочем, есть и разница - на политическом уровне Сербия уже не считает эти два балканских государства своими частями, зато Сербская Православная Церковь, похоже, продолжает считать черногорцев и македонцев «своим народом»...
Поэтому сегодня проблема не в том, что проголосованное Радой постановление, мол, «закрепляет раскол православия» (вскоре будем отмечать столетие УАПЦ, то есть восстановление организационной структуры собственно украинского православия; тем же, кто считает, будто украинское и российское православие - это одно и то же, очень рекомендую перечитать, что писал Тарас Шевченко о Русской православной Церкви, которую он, собственно, не считал христианской). Проблема в том, являются ли украинцы нацией и является ли Украина государством. Кто-то может сказать - есть же каноническая и самоуправная УПЦ МП! Да, есть. На одном уровне с другими Церквями, которым Московский патриархат предоставил самоуправление и автономию (де-факто это то же самое): Японской православной Церковью (9 000 верующих) или Китайской православной церковью (от 7 до 15 тыс. верующих, 12 храмов - и ни одного священника). Не знаю, возможно, это кого-то радует... Но далеко не всех - подавляющее число православных прихожан в Украине относят себя к Киевскому патриархату, несмотря на его «неканоничность», а исходя из слов Иисуса Христа: «Ибо, где двое или трое соберутся в Мое Имя, там Я среди них» (Мт.18, 20). А вот о Московском патриархате ни Христос, ни апостолы, кстати, ничего никогда не говорили.
Поэтому, с моей точки зрения, можно мотивировано оценить действия тех 36 нардепов, которые проголосовали против проекта постановления № 8284 не только как антигосударственные и антинациональные, но и как весьма сомнительно христианские. Впрочем, чего еще можно ожидать от «Оппозиционного блока» (33 голоса «против») и тех, кто к нему присоединился? Они, отдадим им должное, последовательны. И те трое нардепов, которые нажали на кнопку «воздерживаюсь», из той же оперы. Здесь все понятно. А вот как оценить вроде бы «нейтральных» депутатов? Ведь не голосовали 12 депутатов из фракции Блока Петра Порошенко (то есть отказались поддержать обращение Петра Порошенко!) и один из фракции Народного фронта. Не голосовало внефракционное семейство Балог (3 депутата), академик Владимир Литвин и «поющий ректор» Михаил Поплавский. А еще целая группа нардепов вынула карточки, сделав вид, будто они отсутствуют в зале заседаний. Ведь официально на момент голосования в зале присутствовали 334 нардепа, а перед обсуждением постановления зарегистрировались 349... Боюсь, что среди них хватало депутатов из БПП и НФ. А как же фракционная дисциплина, как же украинский патриотизм, впрочем, как же здравый смысл и моральная ответственность?
Еще раз повторю простую вещь: речь шла не о «расколе православия», не о «запрете УПЦ МП», не о «гонениях на инакомыслящих». Речь шла о праве украинцев быть государственной нацией и придерживаться христианских предписаний, без патроната со стороны Церкви, где в трапезной московского храма иконы Божьей матери личный секретарь архиепископа Тираспольского Саввы архимандрит Венедикт в присутствии десятков священников и монахинь - и без всякого сопротивления с их стороны - исполняет неофициальный гимн российского блатного мира «Мурку». Кстати, архиепископ Тираспольский Савва, по словам протодиакона Андрея Кураева, был неоднократно замечен в сексуальных домогательствах к лицам своего пола. А Тираспольская епархия, кстати, входит в такую же по статусу, как УПЦ МП, Молдавскую православную Церковь...
Конечно, ждать предоставления автокефалии и признания каноничности Украинской православной поместной Церкви придется, скорее всего, немало. Однако так же, как и весь Донбасс вернется под украинский контроль, так же, как и полуостров Крым перестанет быть оккупированным, так же (и, возможно, одновременно) Украинская Православная Церковь предстанет как признанная в своем автокефальном поместном статусе, соединенная евхаристическим общением с православным миром. А если кто-то из фанатиков «православного талибана» в этом ей и дальше будет отказывать, то это будет, собственно, беда этих фанатиков, не так ли?