Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бои у Золотого: Москва берет на «слабо»

19 февраля, 09:59

Нынешняя вооруженная провокация российских войск и луганских сепаратистов приурочена сразу к нескольким значимым годовщинам и современным событиям. Тут и шестая годовщина расстрела протестующих Евромайдана, тут и пятая годовщина завершения сражения за Дебальцево – как раз 18 февраля 2015 года последние украинские части с боем отступили из Дебальцевского выступа. Но гораздо более значимыми для россиян и боевиков-сепаратистов стали события, которым еще только предстояло произойти. Это, прежде всего, экстренно созванное Россией 18 февраля заседание Совета Безопасности в связи с пятой годовщиной вторых Минских соглашений и будто бы невыполнением их Украиной. Ожесточенная артиллерийская перестрелка на линии соприкосновения в день заседания Совбеза (а что украинская армия отреагирует в полной мере, российское командование не сомневалось) как раз и должна была продемонстрировать миру, что украинская сторона не соблюдает Минские соглашения. А само это заседание Совбеза, с точки зрения Москвы, должно стать упреждающим пропагандистским ударом перед заседанием Генеральной Ассамблеи ООН, которое состоится 20 февраля и будет посвящено агрессии России против Украины.

Ну, и конечно, российская атака под Золотым была своеобразным способом прощупать как боеспособность украинской армии, так и реакцию украинских властей, вплоть до президента Владимира Зеленского включительно: сколь жестко все они отреагируют и отреагируют ли вообще, или предпочтут происшедшее не заметить. Хотя боевые действия начались уже в 5 утра, штаб Операции объединенных сил на брифинге в 7 часов утра предпочел их не заметить. Возможно, опасались будить в столь ранний час высокое начальство и противоречить общему курсу на умиротворение. Только на 9-часовом брифинге штаб ООС, вероятно, получив соответствующую санкцию, рассказал о начавшихся боях. Луганская военно-гражданская администрация тем временем, чтобы обмануть и успокоить взволнованное население, явственно слышавшее разрывы 152 мм снарядов, выпустило фейк об учениях, которые якобы проводят ООС. Наконец, около часа дня прошел брифинг СНБО с участием Владимира Зеленского, секретаря СНБО Алексея Данилова и начальника Генштаба ВСУ Руслана Хомчака. К тому времени, около 10 часов утра, в районе боестолкновений, уже было заключено перемирие, причем по инициативе российско-сепартисткой стороны, чтобы убрать убитых и раненых.

Итог боев: 1 убитый и 5 раненых с украинской стороны, 4 убитых и 6 раненых – с российско-сепаратистской. При этом российские войска вынудили бойцов ВСУ оставить один важный наблюдательный пункт в «серой» зоне, что, собственно говоря, и было целью российского наступления. То, что собственные потери при этом оказались больше, чем у противника, Москве совершенно не важно. Главное – продемонстрировать успех в виде оттеснения противника с определенной территории, пусть и небольшой по площади. И то, что первыми огонь открыли россияне и сепаратисты, никакого сомнения не вызывает. Украинские военные сообщили о российском нападении уже в 9 часов утра, тогда как представители «ДНР» и «ЛНР» – только во второй половине дня. Если бы инициатива боевых действий исходила от украинской стороны, сепаратисты сразу же сообщили бы об этом. К тому же атаке предшествовала мощная артподготовка,  какой на линии соприкосновения не слышали с 2018 года. А для нее заранее надо было подвезти снаряды. Так что нынешняя атака готовилась Москвой задолго до утра 18 февраля.

Президент Зеленский, только что предложивший патрулировать границу с Россией украинскими силами вместе с представителями ОБСЕ, «ДНР» и «ЛНР» и допустивший проведение выборов в оккупированной части Донбасса уже в октябре этого года, возложил ответственность за бои у Золотого на анонимных провокаторов: «Это не просто циничная провокация, целью которой является нажать на дебальцевскую рану, которая никогда не заживет полностью. Это — попытка сорвать мирный процесс на Донбассе, который начал продвигаться хоть и небольшими, но постоянными шагами». Он также заверил, что «ситуация полностью контролируется нашей армией. Мы уверены, что эта провокация не изменит курс, курс на то, что мы уверенно идем к прекращению войны, приближаемся к миру». Президент Украины Россию в качестве агрессора не упомянул ни разу. Он явно хотел бы создать у общественности впечатление, что в «ДНР» и «ЛНР» есть некие силы, не подконтрольные Москве, которые не хотят мира с Украиной, тогда как Владимир Путин, пусть и не вполне последовательно, настроен на компромиссный мир.

Действительность ничего общего с этой схемой не имеет. В «ДНР» и «ЛНР» давно уже ликвидировали или вывезли в Россию абсолютно всех мало-мальски самостоятельных полевых командиров. Те, что остались или были присланы из России взамен выбывших, без команды из Москвы не то что обстрелов украинской территории не производят, но даже по ветру не ходят! И осторожность Зеленского выглядит тем более странно, что и Евросоюзе, и США решительно осудили действия России и всю ответственность за боевые действия возложили на Москву. Надеяться же на то, что Путин хочет мира с Украиной, могут только очень наивные люди. Путин хочет не мира, а капитуляции Украины. Пока же единственный демарш украинской стороны на российские обстрелы выразился в том, что советник секретаря СНБО Украины по вопросам реинтеграции и восстановлению Донбасса Сергей Сивохо заявил, что из-за «циничной провокациии» боевиков переносится на неопределенный срок дата проведения презентации «Национальной платформы примирения и единства», ранее намеченной на 19 февраля (совсем отменить не вполне уместную сейчас презентацию он все же не решился).

Москва этого переноса, конечно, очень испугалась! Зато куда важнее то, что Гособоронзаказ на 2020 год, утвержденный 18 февраля СНБО, по крайней мере, в проекте предусматривал отказ от государственного финансирования ряда перспективных образцов украинских вооружений, и, в частности, ракетных программ (хотя Данилов и опроверг данные об отказе от финансирования ракетных комплексов «Нептун» и «Вильха-М», но никак это опровержение не конкретизировал). И сделано это, думаю, не столько из-за каких-то коррупционных схем, сколько для того, чтобы не раздражать Кремль. Остается только надеяться, что госфинансирование хотя бы части программ будет восстановлено при доработке Гособоронзаказа Кабмином. Так что Путин пока что может быть доволен, еще раз убедившись, что у президента Зеленского очень высокий порог реакции на российские военные провокации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать