Хорошая газета — это нация, разговаривающая сама с собой.
Артур Миллер, американский драматург и прозаик

Большинство россиян – немножко Лимоновы и Прилепины

22 июня, 2018 - 12:36

Популярный грузинский актер Вахтанг (Буба) Кикабидзе, народный артист Грузии и заслуженный артист Украины, с 2008 года ни разу не был в России в знак протеста против российской агрессии и фактической аннексии Южной Осетии и Абхазии. Хорошо бы, если бы с него взяли пример некоторые «звезды» украинской эстрады, регулярно продолжающие ездить в Россию на заработки. И в интервью Жанне Немцовой для радиостанции «Немецкая волна» Вахтанг объяснил, когда может вновь поехать в Россию: «Я говорил в одном интервью, что готов приехать в Россию, если эти "баскетболисты"  - Путин и Медведев - уйдут из политики. Я очень люблю эту страну. Там умеют слушать песни, смотреть кино. Я не думаю, что такой ажиотаж будет вокруг меня из-за этого. Я сказал, что не хочу этот орден получать, я отказался (в 2008 году он отказался от Ордена Дружбы – Б. С.). Я всегда говорю, что я не могу петь человеку, который меня бьет, а я не могу ответить. Потом очень многие мои знакомые сказали: «А что тебе, видишь, все ездят, все поют». А я не могу. Мне будет неудобно смотреть детям и внукам в глаза».

В  том же интервью Кикабидзе заявил, что свою обиду за развал СССР Владимир Путин решил выместить на Грузии, и что «если нас вовремя не примут в это НАТО, Грузия может исчезнуть». И в связи с этим рассказал о той радости, которую испытал, узнав о распаде СССР: «Очень обрадовался. Даже стол накрыл. Ребята сидели, гуляли и очень сильно напились тогда, я помню. Такие необычные истории рассказывали, все связанные с этим событием. Наверное, если бы он не распался, они в жизни бы рта не открыли. Это, конечно, был шок, но мы уже чувствовали, что это должно произойти. Но все равно, когда ты в этом котле варишься всю жизнь с детства, представить трудно, что такую огромную махину можно так разнести в пух и прах. Но Россия опять к этому идет, по-моему».

Уже из этих слов вытекает, что советское прошлое Вахтанг оценивает далеко не однозначно. Он положительно оценивает распад Советского Союза как тоталитарного государства и обретение, точнее, восстановление Грузией независимости. Но при этом признает, что было в советской жизни и что-то хорошее, утраченное безвозвратно, отчего он и его друзья наряду с радостью испытали шок. Далее Кикабидзе поясняет свою позицию: «Я ненавижу герб Советского Союза, серп и молот. Это же надо было, какие мозги должны были быть у нас, чтобы такой герб страны придумать. Это все было связано с, извините за выражение, хреновой жизнью этой огромной страны. Но все-таки люди друг друга больше уважали. В то время… Чем сейчас, да. Духовность была. Мы даже не задумывались, почему, но мы знали, что мы обязаны в этой стране жить».

Отвергая советский государственный символ, актер в то же время имеет в виду, что в патриархальном и застойном СССР не было аморальной погони за наживой, не было жесткой конкуренции между людьми, столь характерные для тех вариантов общества свободного предпринимательства, которые с разной степенью успешности после развала Советского Союза пытались строить и Грузия, и Россия, и Украина, и другие постсоветские государства. И в том, сгинувшем СССР последних десятилетий, гораздо большее значение имели неформальные дружеские связи между людьми, во многом утраченные в постсоветскую эпоху.

И позднее, поясняя свои слова, в интервью радиостанции «Говорит Москва», Кикабидзе повторил: «Не к СССР ненависть, вообще слово очень плохое. Мне не нравился герб Советского Союза. Это самое бездарное произведение, которое существует на полотне. При чем тут люди, живущие в СССР?». Действительно, слово «ненависть» актер ни разу не употребил, и всегда четко разделял Советское государство и людей, которые жили в СССР, со многими из которых, в том числе русскими, у него были вполне дружеские отношения. Поэтому никакой русофобии в словах Кикабидзе и близко не было.

Но российские политики и прикормленные властью деятели культуры привыкли русский народ отождествлять с Российским (а прежде – Советским) государством. И обрушились на Вахтанга по полной программе. Тон задал редкий по уму сенатор Алексей Пушков, заявивший: «Кикабидзе стал, кем он есть, только благодаря СССР. Иначе был бы он малоизвестным певцом с окраины Европы. Годы он набрал, мудрости — нет». Ох, жаль, не может Кикабидзе пушковской мудрости позаимствовать! Что ж, давайте представим себе, что актер родился, рос и делал карьеру в независимой Грузии, а СССР не существовал бы уже к моменту его рождения. Вполне вероятно, что тогда бы он, солист «Орэры» и начинающий киноактер, стремился получить известность не в России, а в Америке, и свободно говорил бы не на русском, а на английском. Ожидал ли его успех в Голливуде или его известность не вышла бы за пределы Грузии, разумеется, определить невозможно. Но, как сказал поэт, времена не выбирают. И уж совсем глупо упрекать Кикабидзе в том, что к моменту его рождения существовал СССР, а Грузия не была независимой.

Тут же к травле Кикабидзе подключился дружный хор «патриотических» деятелей культуры. Среди них – и Владимир Бортко, и Василий Лановой (оба украинцы по происхождению), и Юрий Антонов. Последний заявил, что слова Кикабидзе вызвали у него «чувство омерзения», поскольку «человек, который вырос в Советском Союзе, воспитался, получил образование, стал звездой советского кино... это высказывание странного человека, у которого как будто не было молодости, юности… Он меня восхищал как артист кино, был симпатичен как исполнитель песен. Я никогда даже подозревать не мог, что у него в глубине души такая ненависть!». Антонов, как и другие россияне, воспитанные в духе путинского тезиса о распаде СССР как «крупнейшей геополитической катастрофе XX века», не хотят понять, что в большинстве советских республик люди мечтали об обретении независимости и не любили, а лишь терпели Советскую власть.

Кикабидзе также ответил Эдуард Лимонов: «Идиот с грузинских круч ненавидит серп и молот. Сокрушается: «Как такое можно было придумать?» Чтоб ты ненавидел этот герб, неслись с клинками наперевес в гражданской войне армии. А потом серп и молот одолели свастику. Что ты можешь противопоставить серпу и молоту? Хачапури? Дурак же». Так и видишь Эдичку на лихом коне и с буденовской шашкой в руке!

К нему присоединился другой русский писатель, Захар Прилепин: «Когда очередное русофобское чучело говорит какую-нибудь глупость про серп и молот и прочие на самом деле национальные святыни, наши консерваторы-«монархисты»-охранители, комментирующие все и вся, вдруг смолкают. Чтоб их с очередным Вахтангом не ассоциировали. Но когда Вахтанг смолкает, они продолжают говорить, в сущности, то же самое. Оставаясь при этом неистовыми патриотами. И ничего не перещелкивает в голове у них. Каждый из вас немного Вахтанг, мои хорошие».

Но беда, боюсь, в том, что большинство россиян – немножко Лимоновы и немножко Прилепины, хотя и разделяются на «советских» и «монархистов». И имперский комплекс не изжили не только так или иначе зависящие от государства деятели культуры, но и рядовые граждане. Но, что забавно, ни один из критиков не припомнил Кикабидзе слова о «баскетболистах» Путине и Медведеве. Боязно все-таки – тут ведь «оскорбление величества».

Вообще, критика российских «властителей дум» в адрес грузинского коллеги разоблачает, прежде всего, их самих как носителей имперского мышления, презирающих все государства, образовавшиеся после распада СССР.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments