Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бразильский прецедент борьбы со взяточничеством

Как создать систему неотвратимости наказания за отмывание средств и ослабить систему олигархата
19 января, 16:52

Практика отмывания средств через схему открытия счетов оффшорных компаний активно начала воплощаться в Украине в начале 2000-х годов. Именно в этот период украинская политическая модель приобретает признаки классического олигархата, где ключевым донором обогащения политических кланов становится передача в частную собственность государственных активов или фактическое управление (владение) государственными предприятиями правящими кланами.

 Одновременно происходит массовое вымывание капитала из экономики Украины и его частичное реинвестирование через оффшорные схемы.

Объемы средств, которые ежегодно отмывались через откаты и другие коррупционные схемы, только в государственном секторе экономики (около 30% украинской экономики), исходя из средневзвешенного ВНП Украины в период с 2000-2016 гг., а это 110 млрд долларов США, составляет 2-3 млрд долларов США ежегодно. То есть общая сумма хищений средств при активном участии правящих политических элит Украины на протяжении последних 15 лет составляет около 30-45 млрд долларов США.

Несмотря на фантастические масштабы хищений за всю современную историю Украины, мы почти не имеем примеров привлечения к ответственности должностных лиц за подобные операции, за исключением дела Павла Лазаренко.

Именно американская юридическая система смогла обеспечить результат и показать свою эффективность.

Достаточно интересной для украинской общественности будет новость, которая осталась почти незамеченной в украинском информационном пространстве.

 Крупнейшее в мире соглашение по отмыванию средств подписали департамент юстиции США, бразильский строительный конгломерат «Одебрехт» и нефтехимическая компания «Бразкем». Речь идет о сотрудничестве вышеупомянутых компаний со следствием США и Швейцарии в обмен на прекращение судебных процессов против них по обвинению во взяточничестве на сотни миллионов долларов США в разных странах. Компании согласились выплатить компенсацию в размере 3,5 млрд долларов США, что стало крупнейшим антикоррупционным соглашением в истории. При этом сумма дополнительного штрафа «Одебрехт» может составить от 2,6 до 4,5 млрд долларов США.

 Компания «Одебрехт» признала уплату взяток государственным служащим и политическим партиям в период с 2001 по 2016 гг. То есть на протяжении последних 15 лет на сумму 788 млн долларов США для реализации более 100 проектов в Бразилии и 11 других странах, среди которых Ангола, Аргентина, Колумбия, Доминиканская Республика, Эквадор, Гватемала, Мексика, Мозамбик, Панама, Перу и Венесуэла. В Бразилии сумма взяток чиновникам составила 349 млн долларов США. В рамках этого дела различные сроки заключения получили уже сотни чиновников, включая руководителя администрации президента Бразилии. Это при том, что в соответствии с ранее обнародованной бразильскими правоохранителями информацией, средняя сумма откатов в Бразилии составляла (даже несравнимые с украинскими) 1,2% от суммы тендеров.

 Ни для кого не будет секретом, что методика и схемы отмывания средств являются универсальным в мире, как для Украины, так и для Бразилии. Почти все транзакции идут через счета оффшорных компаний, за которыми скрываются конечные бенефициары, и через корреспондентские счета американских банков, являющихся основанием для вмешательства американской юстиции в любое дело и как следствие обеспечения объективности расследования с последующим привлечением к ответственности государственных мошенников. Именно это было основанием начать расследование по делу известного Фирташа.

Всем понятно, что конечным бенефициаром отмытых средств являются различные известные персонажи украинского политикума. За довольно короткий исторический период этим «опытным хозяйственникам» удалось превратить Украину в самую бедное и коррумпированное государство мира, запущенные ими деградационные процессы настолько ослабили и разбалансировали государственные институты, что логическим следствием этого управления является война с РФ.

Вопрос, каким образом создать систему неотвратимости наказания и ослабить систему олигархата, имеет простой ответ — подать сигналы надежды активному обществу.

Надеяться только на правоохранительную систему Украины — дело бесполезное. Доказательством этого является история вопроса и отсутствие политической воли. Поэтому нужно искать новые механизмы, которые станут инструментом в руках независимых институтов и активных слоев общества в борьбе против олигархата. История с Павлом Лазаренко, дело компаний «Одебрехт»/«Бразкем» и общая мировая тенденция борьбы с отмыванием средств подтверждают, что достаточно компаниям признать факт дачи взяток, откатов и других схем с участием должностных лиц, политиков, чиновников, как правовой маховик привлечения к ответственности казнокрадов запускается, в том числе и с участием правоохранительной системы США.

Крупнейшие государственные компании еще 20 лет назад имели нулевую кредиторскую задолженность и огромные активы, сегодня все они банкроты и существуют благодаря монополии и за счет налогоплательщиков, которые удерживают их от полного коллапса. Именно на финансовых потоках «Нафтогазу», «Енергоатому», «Укрзализниці», «Укравтодору» и т. п. выросла и окрепла целая плеяда украинских руководителей и звезд политического олимпа. Сегодня руководители этих предприятий с привлечением широкой общественности и максимально публично должны инициировать вопрос сотрудничества с департаментом юстиции США относительно взяток чиновникам в Украине и отмывания ими средств через банковскую систему США, заключать соответствующие соглашения и идти на сотрудничество со следствием. Если они такие вопросы не поднимают, значит, они остаются «охранниками» коррупционных схем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать