Будет ли последнее русское наступление
Важнейшее событие последних дней – принятие американским Конгрессом закона о ленд-лизе для Украины. Как и в Сенате, в Палате представителей он прошел практически единогласно – всего 10 голосов «против». Теперь порядок поставок американских вооружений Украине будет существенно упрощен. Больше не потребуются сложные бюрократические согласования, и будут сняты формальные ограничения на поставки любых видов неядерных вооружений. Конгрессмен-демократ Джейми Раскин заявил при голосовании законопроекта, проведя параллель с программой ленд-лиза периода Второй мировой войны: «Одобрение подобного документа дало возможность Великобритании и Уинстону Черчиллю продолжать борьбу и пережить бомбардировки Великобритании фашистской Германией до вступления Соединенных Штатов в войну. Президент Зеленский заявил, что Украине нужны вооружения, чтобы выстоять и президент Байден ответил на этот призыв».
Более того, Байден также внес в Конгресс законопроект о выделении дополнительных 33 млрд. долларов для помощи Украине, из которых более 20 млрд. долларов придется на собственно военную помощь. Президент и другие представители американской администрации не раз повторяли, что не дадут Путину одержать победу над Украиной. Запрос на выделение столь большого пакета преимущественно военной помощи доказывает, что Америка готова поддерживать Украину и в том случае, если нынешняя война приобретет затяжной характер и продлится до конца нынешнего года, а то и вообще несколько лет. Но, думаю, многолетней она все-таки не будет. Президент Владимир Зеленский, принося благодарность Америке за ленд-лиз, подчеркнул: «Я благодарен Соединенным Штатам, президенту Байдену и Конгрессу за аналог знаменитой программы ленд-лиза, которая очень поможет в борьбе против России, против российских захватчиков, которая очень помогла в борьбе против нацистов во время Второй мировой войны. Я уверен, сейчас ленд-лиз поможет Украине и всему свободному миру одолеть идейных наследников нацистов, которые развязали войну против нас на нашей земле».
Если тяжелые вооружения будут поступать в Украину нарастающими темпами, то уже к концу мая ВСУ, возможно, смогут обрести качественное превосходство в боевой технике и надежно закрыть украинское небо для российской авиации и крылатых ракет. И тогда напрямую встанет вопрос об освобождении оккупированных территорий. Интересно, понимают ли в Кремле, что время для достижения российской армией решающего успеха в войне весьма ограниченно? А если понимают, то что намерены предпринять? Применение Россией тактического ядерного оружия представляется невероятным из-за непредсказуемых последствий, прежде всего, для самой России. Гораздо более реалистичным сценарием кажется вариант концентрации максимума российских сил и средств на каком-то одном узком участке фронта для достижения оперативного прорыва и последующего удара в тыл группировке украинских войск, обороняющихся на Донбассе. Это будет означать отказ от плана двустороннего охвата и окружения группировки ВСУ, который уже фактически провалился, так как российские ударные группировки истощаются быстрее, чем обороняющиеся украинские войска.
Весьма знаменательно, что российские эксперты-пропагандисты уже начали признавать высокие боевые качества бойцов ВСУ, но объяснение этому дают очень оригинальное: дескать, это такие же русские, как и россияне, это же единый народ, и потому в нынешней войне русские воюют против русских, а русская армия, как известно, сильнейшая армия в мире. Признать, что одни «русские» в лице российской армии пока что начисто проигрывают другим «русским» в лице украинской армии, кремлевские пропагандисты, разумеется, не могут. Наиболее вероятным местом такого усиленного удара представляется район Изюма, учитывая, что там уже сейчас находится наиболее мощная группировка российских войск, и ее относительно проще снабжать с территории России по сравнению с другими группировками. Разумеется, концентрация всех сил и средств на одном узком участке фронта таит в себе немалые риски. Даже если российским войскам удастся достичь оперативного прорыва, силами одной только прорвавшейся группировки вряд ли можно будет окружить значительные украинские силы. Наоборот, ударная группировка, оказавшись в украинском тылу и не поддержанная наступлением на других направлениях, рискует сама оказаться в окружении. Но вряд ли у российского командования будет другой выбор.
Альтернативой может стать прекращение российского генерального наступления на Донбассе и отвод войск на более удобную для обороны линию обороны с оставлением части захваченной территории. Однако вряд ли Путин уже сейчас одобрит переход к обороне, что будет признанием, что российская армия в Украине оказалась в стратегическом тупике. Тем более, что нет никаких гарантий, что линию обороны удастся удержать, если прибудут все запрошенные Киевом вооружения и средства радиоэлектронной борьбы. Чтобы предотвратить грядущее поражение, Путин, как можно предположить, сделает последнюю ставку и попробует прорваться любой ценой. Но для концентрации сил и средств на участке прорыва потребуется перегруппировка, так что наиболее вероятное время для последнего отчаянного наступления российской армии – это середина мая. Путин, похоже, все еще верит в победу, хотя многие российские генералы и военные эксперты в ней уже, как кажется, разуверились.
Ведь когда украинцы получат новейшие противокорабельные ракеты «Гарпун», российский Черноморский флот больше не сможет обстреливать Украину «Калибрами». А превосходство Украины в средствах РЭБ, если оно будет достигнуто благодаря американским поставкам, заставит Россию отказаться от новейших систем наведения, и вся российская авиация и артиллерия вынуждены будут вести борьбу на уровне технологий времен Второй мировой войны. ЗРК средней и большой дальности помогут украинцам надежно закрыть свое небо для неприятельских самолетов и ракет. А более дальнобойная, скорострельная и точная тяжелая артиллерия, поступающая в Украину из стран НАТО, еще больше увеличит российские потери и уменьшит украинские. Если провалится также и предполагаемое мною самое последнее российское наступление отчаяние, то российская армия вряд ли сможет удержать территории, захваченные после 23 февраля, и о выходе к административным границам Донецкой и Луганской областей и удержании сухопутного коридора с Крымом Москве придется забыть.