Была ли права Верховная Рада, сделав 25 декабря праздничным днем?

Иногда очень трудно понять логику, которой руководствуются некоторые украинские эксперты. Не успела Верховная Рада проголосовать за законопроект об объявлении выходным 25 декабря, когда отмечается Рождество Христово по григорианскому и новоюлианскому календарю, как зазвучали заявления о том, что, мол, сделать «католическое Рождество» официальным выходным - это «чисто политическое решение», а римо-католиков в Украине немного, почему же их празднику надо отдавать приоритет. И вообще, «традиционно» у православных и греко-католиков Рождество отмечается 7 января, а «лишний выходной» повредит экономике.
Но справедливы ли эти утверждения?
С последним проще. Ни один лишний выходной в календаре не появился - просто выходным перестало быть вторым мая, которое в советские времена было «приложением» к Первомаю (последний, кстати, остался праздником, как и в ряде государств). По мнению некоторых «из трудовых низов», именно исчезновение такого «длинного» праздника повредит экономике - а когда же картошку сажать? Однако в связи с глобальным потеплением погодные условия в Украине меняются, и, похоже, картошку придется сажать раньше, иначе она будет слишком страдать от летней жары, не так ли? А вот с другими утверждениями сложнее.
Хотя не со всеми. Что ж, придется обратиться к азбучным вещам.
До 221 года день рождения Христа связывали с 25 марта - как с днем начала весны. А в 221 году Секстус Юлиус Африканус назвал 25 декабря Днем рождения Иисуса Христа, так как вычислили, что между днем Благовещения и Рождеством именно в этот день проходит 9 месяцев. Тогда еще единая Церковь - почти 1800 лет назад - приняла его аргументацию, а затем Рождество христиане начали отмечать 25 декабря. Решение об этом принял в 431 году Эфесский собор. А потом, после Рождества, через неделю наступает Новый год (он и в тогдашнем календаре был «привязан» к 1 января). Все логично - сначала рождается Христос, а потом уже имеем начало нового года от Рождества Христова. Хотя, скажем, в Византии новый год почему-то начинали 1 сентября...
Но календарь, которым пользовались те христиане, которые вели летоисчисление не «от сотворения мира» (как в Московии), а от Рождества Христова (в Украине это было уже полтысячи лет назад), оказался неточным. Оно и не удивительно. Во времена Гая Юлия Цезаря, когда он был введен (получив название «юлианского»), точность измерения астрономического («звездного») времени не была достаточной. Поэтому набежало уже более 13 суток отставания этого календаря от реального времени. В Западной Европе, поняв это, начали искать выход. Достижения науки помогли найти его, и новый уточненный календарь ввел римский папа Григорий XIII (он и называется «григорианским» и переход на него христианских стран начался в 1582 году). Поэтому у них Рождество «вернулось на место». Сейчас весь глобальный мир пользуется григорианским календарем, хотя вместе с тем в целом ряде стран и в целом ряде конфессий параллельно существуют свои летоисчисления.
Украинское государство перешло на григорианский календарь с 1 марта 1918 года (решение об этом приняла Малый Совет Центральной Рады), впрочем, Галичина еще с конца XVI века жила по нему. А вот и православная, и греко-католическая церкви продолжали пользоваться юлианским, что в конце концов привело к абсурдным вещам. Ведь 28 ноября у их верующих начинается Рождественский пост («Филиппов»), который продолжается вплоть до 6 января включительно. Пост этот предусматривает строгие ограничения в пище (исключаются мясные и молочные блюда и яйца) и запрещает употребление алкогольных напитков (разве что на День святого Николая и по воскресеньям разрешено выпить бокальчик освященного кагора). Но, несмотря на это, одновременно от Киева до Хацапетовки изобилует серия бесчисленных корпоративов, шоу-представлений, программ ночных клубов и других развлечений для взрослых. Ну а для детей - новогодние елки. В целом же за праздничными столами, щедро уставленными напитками и яствами, в последнюю декаду декабря собирается едва ли не вся Украина, а тем временем верующими христианами считает себя более 2/3 украинцев...
С моей точки зрения, это абсурд - такая религиозно-бытовая шизофрения. Поэтому решение Верховной Рады кажется разумным и целесообразным; оно политическое в той же степени, что и решение Эфесского собора. Тем более, что большая часть православных патриархатов, включая Вселенского, отмечает Рождество не 7 января, а 25 декабря - по так называемому «новоюлианскому календарю», который почти полностью совпадает с григорианским, а они оба - с астрономическим. Ведь в противном случае «православное Рождество» все больше расходилось бы с реальным временем - в эпоху Богдана Хмельницкого оно приходилось на 4 января, в XIX веке - на 6 января, а с 2100 сдвинется на 14 января...
И еще о «католическом Рождестве». В традиционно и преимущественно православной Болгарии сейчас официальными праздниками являются 24 декабря - Сочельник, 25 и 26 декабря - Рождество Христово. Так же преимущественно православная Румыния Рождество Христово отмечает 25 и 26 декабря. Православная Греция отмечает Рождество тоже 25 декабря. А еще не так давно их поместные Церкви стали жить по давним традициям, но требованиям времени, перейдя на новоюлианский календарь, что было - не без сопротивления консерваторов - осуществлено буквально на наших глазах. Тем более что то же самое сделал и Вселенский патриарх...
Итак, повторю это еще раз, о «католическом Рождестве» речь не идет, потому что 25 декабря в такой же степени и «православное Рождество», можно сказать, экуменическое. И если бы украинские Церкви поддержали переход на новоюлианский календарь - не революционным, а эволюционным путем, как это сделали в той же Болгарии, - это поспособствовало бы превращению Украины в нормальную цивилизованную страну.