Цена потерянного времени
Слабая реакция украинских силовиков весной 2014 года на Донбассе приводит к мысли, что эту территорию тогда решили сдать
Четыре года назад в Луганске была такая же солнечная погода, как и сейчас. Это потом несколько дней она уступит дождям и холодам. А тогда весенний Луганск выглядел очень спокойно. Периодические митинги в центре города были похожи больше на представление. И как раз в период с февраля 2014-го на центральных площадях полным ходом проходила вербовка так называемого «ополчения». В отряды, которые в то время были вооружены только дубинками и казацкими нагайками, вступали, как правило, асоциальные элементы. Палаточный городок под Облгосадминистрацией напоминал больше скопление людей без определенного места жительства, то есть «бомжей». Вряд ли кто-то мог тогда подумать, что руками этих «бомжей» через некоторое время из родных домов будут выгонять простых граждан, которые не воспринимали «русский мир».
В следующем году главари бандитов, тогда уже называвшие себя новой «властью», принялись праздновать день захвата здания СБУ – 6 апреля. Правда, традиция эта начала утихать, ведь те, кто был в форварде того захвата, в лучшем случае сейчас находятся в России. В худшем, например, некто Ципкалов, был вообще уничтожен своими же тогдашними соратниками. 6 апреля 2014 года был окончательно запущен механизм, который уничтожал как регион, так и исполнителей этого разрушительного плана. Классическая история. Но это уже, как говорится, их проблемы. Какие же должны сделать выводы из той истории сами украинцы?
События в Луганске 6 апреля 2014 года нельзя рассматривать отрывочно и эпизодически. Возможно, тогда станет ясно, как укрепленное здание, которое строилась по всем требованиям на случай войны, сдалось нескольким сотням нападающих. Нападающих, в руках которых не было оружия! По крайней мере, ни на каких кадрах вы не увидите ни автоматов, ни гранатометов. Оружие у них появится уже в самом здании СБУ, когда будет «взломано» оружейное помещение. И вот здесь, внимание – слово «взломано» я специально беру в кавычки, ведь для того, чтобы его «взломать», нужен не один час, а может и не один день. Иначе говоря, есть все основания утверждать, что оружейное помещение просто открыли. К сожалению, до сих пор следствие так и не пришло к конкретным выводам – что же случилось в тот день в здании СБУ. Пока же мы видим, что тогдашнее руководство луганского СБУ обвиняет милицию, а милиция утверждает, что именно руководство СБУ не сделало ничего, чтобы защитить доверенное им здание. Следует отметить, что когда 29 апреля 2014-го года боевики уже с автоматами и гранатометами пытались захватить здание луганского МВД, то его никто не сдал. Хотя пан Турчинов тогда поспешил с выводами и заранее заявил о сдаче луганского МВД и приказал освободить тогдашнего председателя луганской милиции Владимира Гуславского. Опять заметим – заявил преждевременно!
Но вернемся к истокам.
Как известно, на то время прошло больше месяца с момента трагических событий на Майдане в Киеве. Уже был аннексирован Крым, а Луганск (буду говорить именно о нем) напоминал притихшего ягненка. Разговоры о чрезмерной активности этого края – миф. Об этом я заявляю как луганчанин. Здесь сознательно голосовали только бабушки. И голосовали за коммунистов. А потом удивлялись, как их голоса попадают в ящики регионалов, в то время как сами коммунисты делали евроремонты офисов и ездили на джипах.
Майдан, безусловно, напугал Луганск и тогдашняя местная власть сделала все для того, чтобы в сознании луганчан Майдан ассоциировался с «бандеровцами», а последние с людоедством. Но также следует вспомнить, что до этого майдановцы тоже захватывали административные здания по Украине. И это стало поводом пророссийским бандитам утверждать, что, мол, не они начали первыми. А в феврале 2014-го некоторые представители вроде проукраинских сил совершили бутафорское «нападение» на здание Луганской ОГА. Пророссийские силы в тот же вечер подхватили этот информационный повод для вброса призыва: «Если не мы, то они».
Уже потом, 9 марта 2014 года, в День рождения Тараса Шевченко российские бандиты побьют и разгонят мирный украинский митинг. Избили и разогнали! Мне, как луганчанину, крайне трудно поверить в то, что сами местные жители в злобе и неистовстве будут бить своих же земляков, которые праздновали день рождения Кобзаря. Сделал выводы из этих событий Киев, а точнее центральная власть? По всему было видно, что в городе действуют вовсе неместные силы. В конце концов действия «зеленых человечков» в Крыму тоже не стали уроком.
Зато в высоких кабинетах полным ходом продолжались назначения и распределение портфелей, а среди определенных политиков уже шла предвыборная кампания. События в Луганске стали для этих политиков скорее трибуной, чем средством решить проблему. Более того, предстоящие выборы были достаточно удобным для них моментом. Можно было пиариться и при этом ни за что не отвечать, мол, это все «попередники».
Например, в здание захваченного бандитами СБУ приехала Юлия Тимошенко. В палаточный городок и само здание она, конечно, не попала, но провела встречу с одним из представителей боевиков, которому передала «мирный план» и сделала несколько поспешных заявлений. В декабре 2015 года я случайно встретил в аэропорту Вены Юлию Тимошенко и, воспользовавшись моментом, спросил у нее о том, что она делала в Луганске в апреле 2014-го под захваченным зданием СБУ.
Вот отрывок той короткой беседы:
ТИМОШЕНКО: «Я непосредственно приехала тогда в те захваченные здания в Донецке и Луганске. Тогда у Украины хватило бы сил свернуть эту ситуацию, применив специальные подразделения. Очень жаль, что украинская власть не прислушалась к моим советам и пропустила тот момент, когда как в Харьковской и Днепропетровской областях можно было останавливать развитие сепаратистского движения».
Я: «Но из ваших уст тогда прозвучали фразы о том, что это не террористы. Это был дипломатический прием? Как вы оцениваете тех людей?».
ТИМОШЕНКО: «На тот момент террористических актов не было. Но это был зародыш тех событий, которые происходят сегодня».
Политик, оказывается, не замечала «террористических актов» и потому заявляла в апреле 2014-го, что те, кто захватил здание СБУ и присвоил огромный арсенал оружия, не являются террористами. А через год уже считала, что нужны были силовые действия по деблокированию учреждений. Напомним также, что еще в конце февраля 2014 года та же Тимошенко на заседании СНБО требовала не провоцировать Россию и не вводить военное положение (в то же время российские войска уже оккупировали Крым). Для справедливости следует отметить, что такой позиции придерживалась не только Тимошенко. В конце концов, полномочия Александра Турчинова в то время давали ему все рычаги для немедленных и решительных действий, которые должны быть оправданы и ситуацией, и законом.
Нельзя без внимания оставить и приезд Петра Порошенко в Луганск. Он выступал в Луганском педагогическом университете имени Т.Г. Шевченко и ему отключили свет. Общаться со студентами ему пришлось в темноте в лучах фонарика. Затем по приезду в Киев Порошенко сделал довольно резкое заявление: «Боевики понимают только язык силы». Эти слова обнадеживали, что если Турчинов, имея соответствующие полномочия, не ввел военное положение, то уже полностью легитимный всенародно избранный Порошенко точно его введет и не будет медлить. Что ж, потом оказалось, что первыми шагами Порошенко уже как Президента стало введение... десятидневного перемирия. И это в то время, когда в Луганск завозились уже не только автоматы и гранатометы, но и танки и пушки.
Итак, 6 апреля 2014 года разделило Луганск во времени пополам. Мирный город сначала узнал ужасы войны, а теперь гниет и чахнет в оккупации. К сожалению, перефразируя классика, можно сказать: «Украина там больше не живет». Но живут украинцы, которые помнят и любят Украину. Живут заложники собственной судьбы – больных родителей, отсутствия возможности переехать и других факторов, которые держат их в оккупации. В конце концов, именно украинцы в оккупации являются надеждой на то, что контроль Киева над этими территориями восстановится. К сожалению, теперь уже скоро. И это цена не только утраченных территорий, но и потерянного времени.
Владимир ЛАНДИК, народный депутат Украины V и VI созывов:
– Что бы ни говорили правоохранители и представители спецслужб, по моему глубокому убеждению, освободить Луганское СБУ от бандитов можно было за 15 минут. Конечно, были же жертвы. Но, простите, 10 тысяч убитых украинцев за эти годы войны – не является результатом проволочек в самом начале агрессии, когда нужно было ее давить в зачатках. Те бандиты, которые захватили Луганское СБУ, с оружием выступили против нашего народа. И на это нужно было адекватно отвечать. Как должны были вести себя правоохранители? Читайте Конституцию. Там все написано. Тогда же в Луганск приехал глава СНБО Турчинов – и ничего не сделал. Приехал председатель СБУ Наливайченко и тоже ничего не сделал. А именно они должны были организовать соответствующую спецоперацию. Простые луганчане обращались к ним за оружием, чтобы собственноручно прекратить тот беспредел. Собирались местные бизнесмены, политики, бывшие депутаты и прямо говорили упомянутым должностным лицам, что их людям нужно оружие, ведь у них были охранные структуры, но без соответствующей амуниции. Тогда Турчинов и Наливайченко говорили, что у них нет БТРов. На это Антипов ответил – завтра будут четыре БТРа. Те покивали головой и уехали из Луганска. У «Альфы» была база в Счастье и предприниматели их кормили. Никакого толку от них в конечном итоге мы не получили.
Вспомним также, сколько политиков тогда приезжало в Луганск, чтобы пиариться. Многие говорили, что не нужно делать резких действий, ведь российские войска войдут в Украину. Как видим, российские войска и так вошли. Более того, российские силовики и провокаторы уже в марте-апреле 2014-го заходили на восток. При захвате СБУ использовались именно россияне, которых тогдашний председатель облсовета Валерий Голенко завозил из РФ. Почему украинские службы не проверяли эти автобусы? Это важный вопрос. Я считаю, что такая слабая реакция украинских силовиков весной 2014 года на Донбассе объясняется одним – эту территорию решили просто сдать. Политики из центра понимали, что ни Крым, ни Донбасс не будет за них голосовать, а следовательно, они могут лишь испортить им электорат. Поэтому уверен, что за должностями в Киеве кроется государственная измена и сдача нашей с вами малой Родины.
ФОТО АВТОРА