Перейти к основному содержанию

Чего ждет Россия и чем Киев ей помогает

31 марта, 13:00

В Вашингтоне проходит четвертый международный саммит по ядерной безопасности. На этот раз Россия решила в нем не участвовать. В 2010-м, 2012-м и в 2014 гг.  участвовала, на этот раз нет. Формально потому что повестка для встреч на высшем уровне исчерпана. В американской столице выражают сожаление. Старший внешнеполитический советник президента США Бен Родс констатировал, что отказ от участия в саммите приведет Россию к дальнейшей изоляции, «это упущенная возможность».

Причины московского отказа конечно не в исчерпании повестки. Там до дна очень и очень далеко. На самом деле, Путин или министр иностранных дел Лавров могли оказаться в положении одиночек, с которыми предпочитают не встречаться или найдутся международные маргиналы, которых подкупят какими-то вливаниями. 

Вторая причина — это нежелание появиться на саммите, в котором принимают участие президент Украины Петр Порошенко, президент Турции Реджеп Эрдоган и, например, президент Литвы Даля Грибаускайте. Соседство для Путина или его министра не очень комфортное.

Третья и, как представляется, главная причина — это безрезультатность визита Джона Керри в Москву и поднявшаяся в США мощная критическая волна. В Кремле ожидали в знак благодарности за помощь в выдавливании боевиков ИГИЛ и освобождении Пальмиры некоторого смягчения противостояния с Вашингтоном. Вроде бы шутили и демонстрировали непринужденную обстановку на переговорах, а вот приехал государственный секретарь на берега Потомака   и сразу в интервью CBS заговорил иначе. Отвечая на вопрос, является ли Россия союзником США, Керри сказал «нет».

Другими словами, даже по Сирии, где казалось бы цели Москвы и Вашингтона в отношении ИГИЛ совпадают, договориться не удалось. Отсюда следует, что нет предмета для встречи Путина и Обамы, так зачем и ехать.

Вторая часть, возможно, для нас еще более важная, это донбасский конфликт. Вопрос этот на встрече Керри в Москве поднимался, как и судьба Савченко, но никакого внятного ответа не последовало.

Здесь мы имеем очень сложную и весьма опасную ситуацию.

Во-первых. Авантюра в Сирии не дала значимых результатов и судя по складывающейся военной обстановке взятие Пальмиры армией Асада совсем не означает перелома в войне.

Естественно, что продолжение конфликта на Донбассе для Москвы приобретает вновь важнейшее значение. Поддержание высокого градуса напряженности, перманентные локальные боевые действия с попытками прорыва и выхода на оперативный простор явный и, как представляется Кремлю, весомый ответ на нежелание Запада идти на компромисс во всей обозначенной повестки дня.

Во-вторых. На данном этапе Москва наглядно демонстрирует, что никуда не спешит. Перманентные политические зигзаги в Киеве должны показать Западу кого они предпочли большой и важной России. Украина не может служить барьером против российского экспансионизма, так как не в состоянии отвевать даже 4% своей оккупированной территории. О Крыме и не говорим. Два года прошло, но все как было, так и есть.

В-третьих. Промосковские лоббистские группы и даже целые страны готовы за счет Украины на уступки России. Пока они в меньшинстве и не очень влиятельны, но приближающиеся выборы в Германии и Франции могут существенно изменить в этих странах внутриполитический расклад, который весьма вероятно сыграет в пользу России. И это еще один довод, чтобы с донбасским конфликтом никуда не спешить. Замораживание его в Москве рассматривают как свой козырь, который не хочется выпускать из рук.

Перечисленное относится к внешнеполитической составляющей. При всем их значении все-таки важнейшей является внутренняя. И здесь наш президент оправился за океан фактически с пустыми руками.

Политический кризис и неясность с его разрешением фактически девальвировали или сделали невозможными реальные результаты поездки нашего гаранта в Вашингтон.

При этом политические трения и откровенная кулуарная борьба есть результат отсутствия значительных реформ. Не будем говорить о возне вокруг Генеральной прокуратуры, хотя это лучшая иллюстрация имитации реформ, в частности, и этого ведомства.

Поговорим о разработке новейших образцов вооружения. В том числе ракетного. Вроде бы для этого есть определенные возможности и производственные условия. Только нужны деньги. Много говорится о росте расходов на безопасность, но все равно их очень мало. Только для полноценной разработки, испытаний, производства и постановки на вооружение ракеты системы «Ольха» и соответствующего комплекса требуются миллионы долларов. В России откровенно заявляют, в отличие от украинских лидеров, что наша промышленность с этим не справится. Как сказал в московской «Независимой газете» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, «это против законов физики».

К сожалению, пока для этого есть основания. Высокий уровень безопасности, оснащение армии высококлассным и современным оружием может себе позволить страна с развитой экономикой. Это когда гражданский сектор в состоянии финансировать и обеспечить ресурсами военно-промышленный комплекс. Можем ли мы сказать, что в Украине есть для этого необходимые условия. Конечно, нет. Можно, конечно, рапортовать, как это сделал президент, выступая перед слушателями Академии национальной обороны Украины, и секретарь СНБО рассказывая об испытаниях ракетного оружия. Только от слов до постановки на вооружение есть дистанция, которую нужно пройти и она не такая простая. О чем говорит как советский опыт, так и опыт других государств.

Сложная экономическая ситуация, разочарование наших западных партнеров имитацией украинских реформ добавляет уверенности Кремлю в том, что Киев не в состоянии справиться как с объективными, так и с субъективными сложностями. Поэтому берется на вооружение так называемая технология «спелой хурмы». Япония в 1941 году предпочла не вступать в войну с СССР в ожидании его военного и политического краха. И тогда так называемые северные территории можно будет взять как спелую хурму.

Затягивая с реформированием страны, украинская власть вольно или невольно фактически облегчает агрессору замораживание конфликта. Ведь его затягивание усиливает результативность московской политики. К тому же пророссийская агентура в Украине в условиях политического кризиса постарается раскачать внутреннюю ситуацию.

В Москве прекрасно понимают, что затягивание с реформированием усиливает внутреннюю напряженность в Украине и ослабляет ее на фронте. Кроме того, разочарование действиями власти подпитывает настроения мира любой ценой, потому что нарастает усталость от безысходности.

Украинской власти пора принимать кардинальные решения и перестать косвенно подыгрывать Москве. Или полная перезагрузка и в кратчайшие сроки, или острейший политический кризис с неясным результатом.         

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать