Чем обусловлена любовь Лукашенко к Украине?
![](/sites/default/files/main/blogposts/9luk1.jpg)
Недавно исполнилось 20 лет, как в Беларуси к власти пришел Александр Лукашенко. Ему не только удалось удержаться при власти, но и создать режим власти авторитарной. Как бы мы не относились к Лукашенко, бесспорно, это талантливый политик, который умело использует настроения белорусов, а также не менее умело использует и внешнеполитические факторы.
Поскольку Беларусь является одним из самых больших наших соседей, нам не все равно, как Лукашенко относится к нашему государству. Вообще интересно наблюдать, как последние полгода он вел себя по отношению к Украине. С одной стороны, Лукашенко должен был идти в фарватере российской политики. Это понятно. От России он очень зависим. Фактически Россия его дотирует, продавая дешевый газ. Беларусь экономически тесно связана с Россией. В то же время ее руководство изолировано от Запада. Ведь на Западе на Лукашенко смотрят как на последнего диктатора Европы. Не удивительно, что Беларусь во время голосования на Генеральной ассамблее ООН по резолюции, осуждающей аннексию Крыма Россией, голосовала против, очутившись в немногочисленном «клубе» российских сателлитов.
Но есть и другая сторона медали. Лукашенко позволял себе резко высказываться в адрес Януковича, заявляя, что в государстве не будет порядка, если дети его главы занимаются бизнесом. По крайней мере, какого-то сочувствия к незавидной судьбе этого диктатора-неудачника у него не прозвучало. Более того, Лукашенко заявлял, якобы он за территориальную целостность Украины, даже давал понять, что украинцам нужно было защищать Крым. Лукашенко даже встречался с головой Верховной Рады и исполняющим обязанности президента Украины Александром Турчиновым, тем самым признавая легитимность украинской власти, которую не хотело признавать российское руководство. Наконец, он прибыл на инаугурацию Президента Порошенко, откровенно демонстрируя признание новоизбранного главы Украинского государства. И при этом из уст Лукашенко льются «признания» в его любви к Украине и украинскому народу. Любо слушать!..
Но не будем наивными. Лукашенко — умелый и достаточно прагматичный политик. И если он заявляет о своей любви к Украине, то делает это не просто так. Что-то за этим должно стоять. Только — что?
Очевидно, Лукашенко понимает планы президента России Владимира Путина. Он видит, что, несмотря на огромные ресурсы России, они эксплуатируются крайне неумело и разворовываются. Обеспечить своим подданным экономическое процветание Путин не в состоянии. И ситуация в перспективе будет ухудшаться. В таком случае, чтобы сохранить свой рейтинг или даже его прирастить, Путину нужно сыграть на шовинистических чувствах россиян. Лучше всего это сделать, спекулируя на идее восстановления Советского Союза. Не зря же Путин сказал, что развал СССР — это большая геополитическая катастрофа.
Восстановление Советского Союза Путин, закономерно, начал с усмирения непокорной Украины. Ведь последняя все больше дистанциируется от России и выражает желание интегрироваться в европейские структуры. Но какая гарантия того, что после подчинения Украины, ее прямого или опосредствованного завоевания, Путин не захочет взяться за бывшие республики СССР. И первой на очереди тут может стать Беларусь.
Да, Беларусь сейчас покорно идет в фарватере российской политики. Она — член СНГ, Таможенного союза. Казалось, зачем ее к России присоединять? Но как знать, возможно, для триумфа Путину захочется превратить Беларусь еще в один субъект Российской Федерации. Это будет несложно сделать. Ведь население страны в целом настроено пророссийски. Оказывать сопротивление российской агрессии не будет. Если нужно, добровольно проголосует за «воссоединение» со «старшим братом». Да и Запад, для которого Беларусь — «европейский изгой», особо не будет противиться такому «воссоединению».
Разумеется, такое развитие событий вовсе не входит в планы Лукашенко. Он, как бы то ни было, хочет быть хозяином Беларуси. И, соответственно, его Беларусь должна быть суверенной. Пусть даже этот суверенитет будет ограничен. Лукашенко — тут ему нужно отдать должное — осуществляет «независимую» гуманитарную политику. В школе как средней, так и высшей целеустремленно формируется чувство патриотизма к Беларуси (правда, Беларуси лукашенковской). То же самое делают масс-медиа. Есть также всевозможные культурные проекты такого же патриотического направления. Конечно, этого недостаточно, чтобы противостоять российской информационной и культурной агрессии. И все же...
Лукашенко, очевидно, считал, что пока Россия не «проглотила» Украину, его не будут трогать. Поэтому он объективно заинтересован в существовании «нероссийской Украины». Отсюда его поддержка Украины — возможно, не столько реальная, сколько моральная. Но и на том спасибо.
Однако в последнее время ситуация начала меняться. Лукашенко начал выпускать из тюрем политзаключенных. Тем самым это словно сигнал для Запада: я, мол, готов идти на либерализацию режима и сотрудничать с вами. Для чего это ему? Он видит, что Россия «застряла» в Украине. Украинский орешек оказался ей не по зубам. Украинская армия, несмотря на свой развал, оказывает сопротивление и с каждым днем приобретает боевой опыт. Не случится ли так, что Путин махнет рукой на Украину и попытается подыскать для себя более легкий объект триумфальной аннексии. И тут Беларусь может стать одним из первых претендентов. В этой ситуации фактором сдерживания россиян может стать Запад. Поэтому Лукашенко будет пытаться себя подстраховать.
Но как бы там ни было, объективно сейчас Лукашенко является нашим союзником. И украинской власти этим стоило бы воспользоваться.