Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Черногорские параллели

18 мая, 10:50

После предоставления томоса Православной церкви Украины в Москве серьезно озаботились ситуацией на Балканах. С давних времен сначала царская Россия потом Россия советская, а теперь снова Россия имперская проявляли повышенный интерес и старались любыми путями закрепиться на стратегически важном полуострове.

Первым и важнейшим козырем считалось славянское единство и религиозная общность. С первым все время выходило очень непросто. То воевали за освобождение Болгарии от османов, а София ушла в фарватер Германии и воевала на стороне Тройственного союза.

Из-за сербских братушек вступили в Первую мировую войну и приобрели неизвестно что. После Второй мировой войны разразилось противостояние Тито со Сталиным и в основании мирового коммунизма образовалась огромная трещина.

Ныне у Москвы на Балканах остался один с позволения сказать не то союзник, не то партнер — Сербия. При всей пропагандистской начинке о славянском и православном братстве надо сказать, что Белград с Белокаменной только до первого поворота. Как только разразилась эпидемия коронавируса с берегов Савы посыпались просьбы о помощи. Нет не в Москву, а в Пекин.

Когда 21 марта в Белград прилетел из Китая Airbus A330, доставивший группу китайских экспертов, груз медицинских масок и защитных костюмов для борьбы с коронавирусом, встречать их прибыл сам президент Александр Вучич. Он не только приветствовал прибывших, но даже поцеловал китайский флаг. Тремя днями ранее во время встречи с послом Китая в Сербии госпожой Чен Бо Вучич сказал, что «Мы ищем китайской любви, просим о помощи ваших людей, что важнее всего. Моя благодарность бескрайняя, и прошу вас передать мои самые сердечные поздравления председателю КНР великому Си Цзиньпину». Позднее аналогичный груз из России на авиабазе Батайница близ Белграда встречала премьер-министр Сербии Ана Брнабич. Обошлось без целования флага.

В одном интересы Сербии и России сходятся. Это проблема автокефалии церквей Черногории и Северной Македонии. Вторая гораздо ближе к этой цели и Константинопольский патриарх похоже готов предоставить томос. В отношении церкви в Черногории он занял выжидательную позицию.

Связано это не в последнюю очередь с тем, что в Черногории верующие разделились на две части. Сторонников Сербской православной церкви (СПЦ) и непризнанной Черногорской.

Для первой церковный вопрос имеет вполне конкретное имущественное продолжение или, если хотите, основу. СПЦ в Черногории владеет 650 зданиями. И теперь по недавно принятому закону должна зарегистрировать их и свои общины. При этом все, что не принадлежало СПЦ до 1918 года переходит в собственность государства. В статье 62 закона говорится, что «Религиозная община продолжает использовать объекты и землю, подлежащие регистрации, до решения государственного органа, уполномоченного принимать решения о... распоряжении этими объектами и землей».

Такой формулировки статьи закона оказалось достаточно, чтобы Сербский патриарх Ириней заявил о «государственном терроризме» со стороны Черногории. Сербские попы стали призывать своих прихожан к протестам на улицах с сербскими флагами и плакатами «Не отдадим наши святыни!». При этом очевидно, что никто храмы забирать не собирается, речь идет об упорядочивании статуса объектов недвижимости с последующей — уже законной — передачей общинам. Интересно, что 20 других религиозных общин уже зарегистрировались и у них нет никаких проблем.

СПЦ упорно не желает регистрироваться в соответствии с законом, а  священники-сербы отказываются от видов на жительство в Черногории и не платят налоги, фактически находясь на нелегальном положении. И это политическая проблема. Среди приверженцев СПЦ распространено отрицание самостоятельности черногорских народа и государства, подобно тому как в РПЦ любят говорить о «триединстве русского народа» и отрицают существование украинского народа и украинского государства.

Противостояние в Черногории подпитывается из Москвы. В прямом и переносном смысле. Главным оппозиционером Черногории является 82-летний митрополит Амфилохий (Радович), который возглавляет Черногорско-Приморскую епархию СПЦ со времен социалистической Югославии. Он называет президента страны безбожником и преступником, призывает народ к свержению власти, которая якобы «отнимает церкви». В прошлые годы Амфилохия регулярно посещали со своими байкеры из клуба «Ночные волки», близкого к Кремлю. Однажды Амфилохий в беседе с ними открыто пожаловался на перебои в финансировании его епархии Москвой.

Миссию связи между РПЦ и СПЦ выполняли епископы украинского филиала РПЦ — УПЦ МП. Епископ Барышевский Виктор 27–28 января выступил на антиправительственном протесте в столице Подгорице, обвинив в гонениях на православие... Константинопольский патриархат. Конечно, у кого что болит, тот о том и говорит.

Как писала московская «Новая газета», предстоятель непризнанной Черногорской церкви митрополит Михаил (Дедеич) рассказал, что каждому участнику антиправительственных акций выплачивается €70 евро, а если он приводит жену и детей — не менее €100. И навряд ли это средства только СПЦ.

На какой-то период эпидемия несколько приглушила протестные акции, но они возобновились снова.

Вопреки запрету на проведение массовых мероприятий из-за коронавируса священнослужители СПЦ 12 мая собрали верующих на праздник Василия Острожского — особого почитаемого в стране святого, жившего в XVII веке, небесного покровителя страны. Вечером у соборного храма Святого Василия Острожского в городе Никшич собрались несколько тысяч человек на богослужение, затем они прошли крестным ходом по улице.

Полиция задержала епископа Будимлянского и Никшичского СПЦ Иоанникия (Мичовича) и семь священников. Национальный координационный совет по инфекционным заболеваниям (NKT) при правительстве Черногории призвал прокуратуру страны немедленно отреагировать на решение СПЦ собрать верующих. «Совместные усилия и достигнутые результаты всех структур и граждан по сохранению здоровья и жизней сегодня грубейшим образом попытались разрушить противозаконным собранием в Никшиче».

Около 100 человек прошли по улицам города Будвы, протестуя против задержания священников. На региональной автомагистрали Беране — Андриевица протестующие заблокировали дорогу. Движение было восстановлено после вмешательства полиции через несколько часов.

Пока же суд освободил задержанных священников, но просто так власть такие выпады не оставит.

Церковный вопрос в Черногории, в Северной Македонии, потом в Боснии и Герцеговине наряду с имущественным носит политический характер. СПЦ является важным инструментом влияния в православных общинах балканских государств. В том числе и определении их политического курса.

Черногория принята в НАТО и Евросоюз, Северная Македония прошла большую часть пути в этом направлении. Выпадение важных в стратегическом отношении государств из орбиты Белграда и Москвы в этих столицах пытаются если не предотвратить, то затормозить.

Если церкви Черногории и Северной Македонии по примеру Украины получат автокефалию, то по московским планам закрепления на Балканах будет нанесен такой удар, что можно говорить о свертывании ее влияния в этом регионе. Отсюда потоки денег и системные попытки дестабилизации внутренней ситуации в этих государствах.

В Украине пока не очень получается, сейчас Москва сосредоточилась на Молдове. Здесь тоже выходят на первый план церковные проблемы аналогичного свойства.

Ставки в Черногории весьма велики. В Кремле пытаются взять реванш за свое поражение с украинским томасом. Судя по всему, ситуация в этой стране будет накаляться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать