Что делать с бюро ОБСЕ по свободе СМИ?
В июле нынешнего года Представителем ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации на трехлетний срок был назначен политик из Франции Арлем Дезир. Подробно о его политических взглядах и карьере можно почитать во французской «Википедии». Если коротко, то он занимал пост государственного министра по европейским делам при министре иностранных дел и международного развития Франции (в правительстве социалистов), всегда придерживался левых, а в молодости — даже крайне левых взглядов.
На посту руководителя Бюро по вопросам свободы СМИ Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Дезир сменил представительницу Боснии и Герцеговины Дуню Миятович, известную своей пророссийской позицией. Так как кандидатуру на эту должность в обязательном порядке нужно было согласовать и с Россией, было понятно, что никакой антироссийский политик там не может появиться по определению. Другое дело, что после открытого сотрудничества Миятович с российским правительственными структурами (о чем «День» неоднократно и очень подробно писал) каждый, кто на посту представителя ОБСЕ по свободе медиа сможет выражать свои прокремлевские симпатии менее явно, уже будет выглядеть более или менее объективным и незаангажированным.
Между тем, не прошло и двух месяцев с момента назначения, а Арлем Дезир уже успел защитить интересы России в случае с выдворением из Украины сотрудницы российского «Первого канала» Анны Курбатовой.
Сознательно не пишу слово «журналистки», потому что работа «пропагандиста», солдата «информационной войны», не является журналистикой. Однако европейские организации, защищающие свободу СМИ и права журналистов, упорно не хотят признавать этого очевидного факта.
Российское гибридное наступление в информационной сфере идет не только на Украине — под ударом государства Европы, Америки, других частей мира. Правительственные структуры и политики разных стран пытаются выработать стратегию противодействия и защитить своих граждан от деструктивного российского информационного влияния. Но в то же время целый ряд журналистских и правозащитных организаций предпочитает не замечать угрожающих явлений, которые сегодня фиксируются в мире медиа.
Сложно сказать, что на самом деле является причиной этого упрямства: невозможность методологически отделить настоящие СМИ от пропагандистских ресурсов, заангажированность, банальное нежелание честно и объективно разбираться в ситуации или политические убеждения. В случае с французским политиком, который возглавил медиа-направление ОБСЕ, речь идет скорее о последовательной позиции. Левые в Европе всегда традиционно симпатизировали Советскому Союзу, и теперь некоторую симпатию они испытывают к «путинской» России, позиционирующую себя в качестве продолжателя дела СССР.
Для того, чтобы позиция Украины относительно прекращения деятельности российских пропагандистов на ее территории была услышана и понята, нужно больше и активнее работать на международной арене, объясняя суть гибридной войны, которую ведет РФ. Другое дело, что совершенно бессмысленно делать это усилиями силовых структур, правительственных учреждений или провластных политиков (как это происходит сейчас). Только экспертные мнения и выводы... Вот только где найти незаангажированных отечественных медиа-экспертов, лояльних к своей стране, авторитетных для мирового сообщества и источники финансирования такой деятельности?