Что писали донецкие газеты в 1991 году?
Как-то летом в 2013 году я решил наведаться в центральную библиотеку Донецка, чтобы изучить, что писали местные газеты в течение 1991 года. На днях, разбирая архивы, обнаружил выписки цитат, которые отражают дух того времени. И удивился, насколько еще более актуальными они стали сегодня. Ниже приведены некоторые из них (язык цитаты сохраняется тот, который был в газете).
ДВИЖЕНИЕ К СВОБОДЕ
В 1991 году донецкие издания пытались встать на демократические рельсы не только в идеологическом, но и в рыночном отношении. О чем свидетельствует пример газеты «Вечерний Донецк», которая тогда уже выходила с приставкой «независимая». В материале «Наша позиция» от 9 января 1991 года редакция газеты пишет следующее:
«...Мы считаем, что газета не должна стать средством для тиражирования многочисленных резолюций, платформ, заявлений, обращений, которые теперь потоком идут в редакцию. Ведь уже очевидно: они не могут сделать жизнь людей лучше. Если уж какая партия, общественная организация сочтут публикацию своего документа крайне необходимой, мы это сделаем, но не по требованию митинга, конференции или просто сходки, а за соответствующую оплату места в газете. При условии, что тексты будут составлены в парламентских выражениях, не будут выражать враждебность к людям. Мы понимаем демократию так: это уважение к личности, ее правам и к Закону. Поистине свобода одной личности кончается там, где начинается свобода другой».
А вот газета «Жизнь» в публикации «Рано радовались читатели» от 27 июня 1991 года акцентирует внимание на демократической тяге дончан к оппозиционной западноукраинской прессе. Это стремление, разумеется, было замечено республиканской властью, которая в итоге не смогла смириться с тем, что в донецком регионе будут массово читать львовскую газету «За вільну Україну»:
«...Многие жители Донецкой области с изумлением обнаружили в киосках «Союзпечати» газету «За вільну Україну», учрежденную Львовским областным советом народных депутатов и имеющую статус общереспубликанской. Этот факт интересен тем, что в государственной розничной торговле Донбасса впервые появилась республиканская «оппозиционная» пресса. Как утверждают киоскеры, которых удалось опросить, газета «За вільну Україну» расходится первой. Видно, велико стремление дончан узнать о событиях в Западной Украине от непосредственных участников, а не из «официоза». Но рано радовались читатели. Инструктивным письмом из Киева было отказано нашей области в доставке этой газеты. Теперь она будет реализовываться только в Донецке и только в количестве 351 экземпляра».
«СОЮЗ: ДА ИЛИ НЕТ?»
Именно с таким заголовком вышла статья в газете «Вечерний Донецк» от 28 февраля 1991 года. Материал был приурочен к Всесоюзному референдуму о сохранении СССР 17 марта 1991 года. Во всех точках зрения, представленных в статье, звучат одни и те же лозунги за сохранение Союза. Выделим несколько фрагментов.
Народный депутат СССР от Донецко-Кировского территориального избирательного округа В. Кучеренко: «Разрыв экономического пространства Советского Союза даст катастрофические последствия. Со всей остротой ощущаю последствия экономические, не говоря уже о государственных, политических и так далее. Работая в комиссии, здесь, в Москве, вижу, конечно, больше и дальше. Это и понятно, ведь постоянно приходиться встречаться с представителями всех республик. Так и хочется сказать: «Да хватит же, други, доигрались уже, дальше — некуда!». Нельзя упрощать ситуацию, и надо видеть, что уже идут не разговоры, а борьба. В этой борьбе многие забывают о своем народе, не за его интересы борются. Повторяю: я считаю, что разрыв связей — безумие. Нам нужен Союз, обновленный, но Союз».
Депутат областного Совета народных депутатов П.А. Вишневский: «К референдуму отношусь, как к главной проблеме, которая должна определить наше будущее. Украина должна быть в Союзе, экономическом Союзе с отдельными полномочиями политического характера, делегированными Центру Союза. Что имею в виду? Денежную систему, оборону, транспорт — железнодорожный в первую очередь. Необходимо каждому, считаю, принять участие в референдуме».
Депутат городского Совета народных депутатов, горнорабочий очистного забоя шахты «Кировская» А.В. Москалев: «Я однозначно говорю: за сохранение Союза. Без него нам не выжить. И республики должны быть суверенными в обновленном Союзе. Нам сейчас очень мешают различные амбиции в работе Советов всех уровней. Мы же не слепые, видим по телевидению, как проходят сессии. За разговорами многие не видят дела и не делают его. А жить хорошо, не работая, нельзя, я такого еще не встречал».
ПРОТЕСТЫ ГОРНЯКОВ
В далеком 1991 году одной из центральных тем в донецкой прессе были забастовки горняков. 19 апреля газета «Сільська Донеччина» публикует резолюцию Пленума ЦК Компартии Украины «Про страйк шахтарів»:
«ЦК Компартії України висловлює глибоку тривогу у зв’язку з тривалим страйком на частині вуглевидобувних підприємств республіки... Реальність полягає в тому, що тривалий страйк сьогодні носить не економічний, а політичний характер. Справжні наміри її організаторів — остаточно паралізувати соціалістичну державу і таким чином добитися скинення конституційної влади. У жертву цим підступним цілям приносяться здоров’я і добробут власного народу, економічний потенціал республіки, створений самовідданою працею кількох поколінь, авторитет суверенної України у Союзі РСР і на міжнародній арені... Пленум ЦК звертається до громадянської свідомості і почуття відповідальності страйкуючих: не дайте політиканам використати себе в політичних іграх, які згубно відбиваються на житті простих людей!».
Через четыре месяца, 24 августа 1991 года, накануне провозглашения независимости выйдет номер газеты «Социалистический Донбасс», которая к празднику Дня шахтера в статье «Работать честно, жить по-человечески» поднимет такой вопрос:
«Два года минуло с тех пор, когда шахтеры впервые вступили на путь забастовок, добиваясь защиты своих прав. Конечно, с тех пор многое изменилось и в плане оплаты труда, и в решении некоторых социальных вопросов, но, к сожалению, далеко не всех. Забастовки, охватившие многие угольные предприятия Донбасса весной нынешнего года, не поддаются однозначной оценке. Стоило ли именно в такой форме в тяжелый для страны момент бороться за выполнение выдвинутых горняками экономических и политических требований?»
Этот вопрос повис в общественном пространстве региона, который, несмотря ни на что, уже второй ногой ступал в новое государство. Однако пройдет несколько лет и шахтерские забастовки возобновятся уже в условиях нового политико-экономического строя...
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
Кандидат экономических наук Игорь Сорока в статье «Прийдешній ринок и приватизація торгівлі», опубликованной в газете «Сільська Донеччина» от 28 августа 1991 года, размышляет над тем, куда завела советская экономика и что должно быть в будущем в рыночных условиях. Особый интерес вызывает то, как автор славословит коммерцию и предпринимательское мышление, а также защищает «человеческий фактор»:
«Необхідність демонополізації зумовлена насамперед тим, що державна торгівля, як і будь-яка інша монополізована державна сфера господарської діяльності, сьогодні наочно ілюструє відому ленінську тезу: всяка монополія веде до загнивання... Жива і творча справа — комерція, дітище тонкого та гнучкого розуму, ініціативи, підприємливості — була загнана у прокрустове ложе міністерських регламентів, а управління нею субординовано майже за армійським принципом... Основна маса зловживань у торгівлі випливає не з ґанджу людської натури, а з порочності державної системи організації та управління торгівлею, що перетворила останню на гігантський розподілювач».
А вот газета «Донбасс» в статье «Аренда - путь к свободе» от 3 сентября 1991 года показывает, что «новые формы собственности «уже доказали свою дееспособность»:
«Численность арендных предприятий в нашей области неуклонно растет. В прошлом году их было менее 30, ныне — под 50. Недавно стал арендным Новокраматорский машиностроительный завод, где трудятся 25 тысяч человек... Жизнестойкость новых образований налицо: если общий объем промышленного производства уменьшается, то эти предприятия удерживают уровень. Государственные пищевые и текстильные фабрики безрезультативно бьются за насыщение сырьем, а новые формы — развиваются. И это при нынешней непоследовательной политике цен, распаде многолетних связей с поставщиками...».
«ЗАЩИТА РУССКОЯЗЫЧНЫХ»
Журналист Николай Колесников в статье «Грядет ли передел границ», которая вышла в газете «Вечерний Донецк» от 11 сентября 1991 года, пишет, что русскоязычные жители донецкого края не нуждаются в защите со стороны России: мол, их в Украине никто не обижает:
«Сама постановка вопроса о «защите русскоязычных» в Донбассе по меньшей мере нелогична, ведь к таковым у нас относятся, кроме русских, и евреи, и греки, и белорусы, и литовцы — всех не перечислить, поскольку на Донетчине проживают представители ста национальностей и народов. Но на русском языке говорят, главным образом, в городах, и миллионы украинцев. И вот их-то и собираются защищать. От кого? От самих себя? От своих граждан? От собственного государства? Более парадоксальную ситуацию и придумать трудно, но она не смущает новоявленных ревнителей пахнущего нафталином интернационализма».
В этой же статье автор останавливается на еще одном сюжете, в котором присутствуют знакомые нам действующие лица и символы:
«Есть и такие, которые лелеют надежду на реанимацию благополучно почившей через несколько месяцев после ее создания в 1918 году Донецко-Криворожской республики. Аппетиты лидеров Интердвижения Донбасса чуть поменьше: им очень хочется видеть нашу область субъектом... федерации. Конечно, не украинской, а всесоюзной. И произойти это должно в том случае, если Украина подпишет Союзный договор. Скальпелем для расчленения территории в этом случае опять же может стать референдум. Как заявил корреспонденту информационного агентства Евро-ИКС сопредседатель Интердвижения Д. Корнилов, его можно провести по образцу крымского... По мнению же лидеров демократического блока Донбасса (в частности, Народного Руха Украины), подобный референдум резко обострит общественно-политическую ситуацию на востоке республики, а решение об отрыве Донбасса может инициировать возникновение украинского Карабаха».
ОТЦЫ И ДЕТИ
На референдуме в декабре 1991-го 84% жителей Донецкой области подтвердили Акт провозглашения независимости Украины. Это был один из самых низких показателей по регионам страны, но все же это значительная цифра.
Однако пессимистическое вопросы в стиле «что дала независимость» уже можно было увидеть в номере газеты «Донбасс» от 3 сентября 1991 года. В материале «Из почты отдела Советов народных депутатов и социального развития» было опубликовано письмо пенсионера из Красного Лимана, и вот о чем в нем говорится:
«Хочу поделиться некоторыми мыслями. Мне и членам моей семьи, многим другим гражданам не совсем понятна в данном виде «независимость Украины». Были ли мы до 16 июля 1990 года зависимы и от кого? Стали мы после этой даты независимыми? Что изменилось в нашей жизни в социальном и других отношениях? Мы с женой — пенсионеры. Как до, так и после обретения „независимости“ мы получаем гроши, на которые ничего, кроме хлеба да молока, не купишь. Теперь вот и купоны к нам вернулись. Где перемены к лучшему?».
В более прямом выражении тема поколений раскрывается в словах постоянного автора газеты «СільськаДонеччина» А.И. Погородного, которого цитирует издание в статье «Проблисксвітла в кінцітунелю» от 30 августа 1991 года. Причины социальных проблем автор ищет в сфере советского подхода к воспитанию детей:
«Все це результат нашої збоченої політики в галузі народної освіти. Як вчили? Ще в 70-ті роки окремі гарячі голови, котрим здавалося, що вже однією ногою стоять у світлому приміщенні комунізму, вважали за шкідливе виховувати дітей у сім’ї. Дитина, твердили вони, має виховуватися в дитячих яслах, потім в садку і завершувати це виховання у школі-інтернаті. Батьки, виходить, не повинні брати ніякої участі у цьому процесі. Яка убогість думки, яке дикунство! Та слід визнати, що за подібними системами ми встигли виховати цілі покоління громадян. Отаке оглуплення підростаючого покоління має неодмінно призвести до кризи»…
Евгений СЕРЕДА, журналист