Перейти к основному содержанию

«Чудо на Висле» и украинская государственность

15 августа, 17:17

Варшавская битва, называемая также в Польше и некоторых западных странах «Чудом на Висле», происходила в августе 1920 года и стала решающей битвой советско-польской войны. В результате было остановлено наступление Красной Армии в Европе. В этой войне союзниками поляков выступала армия Украинской Народной Республики. Советское наступление на Варшаву казалось неудержимым. Варшаву начали покидать иностранные дипломатические миссии. Создалось впечатление, что советский план захватить Польшу, а затем вторгнуться в Германию и разжечь там пожар революции, близок к осуществлению.

Еще в феврале 1920 года Ленин телеграфировал Троцкому: «Надо дать лозунг подготовиться к войне с Польшей». Троцкий отвечал: «Я вполне согласен с Вами, что необходимо провести открытую агитационно-пропагандистскую подготовку к войне с угрожающей нам Польшей». Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение поддержать революционное движение в Польше. При советском содействии в этнической Польше была создана Нелегальная военная организация (НВО) для осуществления террористических актов и диверсий. Однако никакого эффекта от ее деятельности не было. Коммунистическая партия Литвы и Белоруссии получила указание Коминтерна активизировать партизанское движение в занятых поляками белорусских областях. А коммунистическая партия Восточной Галиции в начале 1920 года подняла антипольское восстание. 10 сентября 1919 года польские войска прекратили активные боевые действия на Востоке  на рубеже р. Березина – Новгород-Волынский – Житомир. Последний 18 сентября был без боя вновь занят советскими войсками. А еще 3 сентября правительство Польши уполномочило польский Красный Крест вступить в переговоры с российским Красным Крестом по вопросу обмена заложников. Дело в том, что глава Польского государства и верховный главнокомандующий польской армией Юзеф Пилсудский считал что для Польши более опасна победа в российской гражданской войне белых генералов, представленных в тот момент Верховным правителем России адмиралом Александром Колчаком и главнокомандующим Вооруженными силами Юга России генералом Антоном Деникиным. Оба они выдвигали лозунг «единой и неделимой России» и отказывались признавать независимость Польского государства, тогда как большевики хотя бы формально признавали независимость Польши, но рассчитывали иметь над ним полный контроль, поставив у власти в Варшаве полностью подчинявшуюся им компартию Польши.

15 сентября 1919 года глава польской делегации Игнаций Падеревский на заседании Верховного Совета мирной конференции заявил, что Советское правительство предложило Польскому правительству также мирные условия, которые полностью удовлетворяют претензии Польши в территориальном отношении. Однако Польское правительство хотело бы согласовать свои действия с пожеланиями государств Антанты и если они выскажутся за мир, то об этом следовало бы поставить в известность Польское правительство. 2 ноября 1919 года в Микашевичах было подписано соглашение между Польским и Российским Красным Крестом об отправке в Польшу польских заложников. 21 ноября глава советской делегации в Микушевичах польский коммунист Юлиан Мархлевский сообщил, что советская сторона готова подписать соглашение о перемирии. Однако Пилсудский подписать соглашение отказался, но дал устное обещание не предпринимать никаких боевых действий. Между тем, командование Красной Армии начало снимать войска с польского фронта и бросать их против Деникина еще со второй половины сентября. Польские войска возобновили частные операции только после разгрома Деникина, 3 января 1920 года захватив Двинск, а также заняв некоторые города на Правобережной Украине, оставляемые деникинцами.

После разгрома Деникина и Советская Россия, и Польша начали готовиться к возобновлению войны. 9 декабря 1919 года состоялась первая встреча Симона Петлюры и Пилсудского. Пилсудский обещал УНР польскую помощь и признание независимости Украины, но в обмен на установление украинско-польской границы по Збручу, что оставляла за Польшей занятые к тому времени польскими войсками Восточную Галицию и Волынь. По Варшавскому договору между Польшей и УНР, подписанному 22 апреля 1920 года, Польша признала Директорию УНР во главе с Петлюрой как «Временное правительство Украины». Договор предполагал незыблемость польского землевладения на территории УНР. Руководство УНР соглашалось на то, что в составе Польши остаются Галичина и западная Волынь (162 тыс. кв. км) с 11 миллионами населения, из которых 7 миллионов были украинцами. Петлюре удалось добиться лишь того, что граница была сдвинута со Збруча до линии Здолбунов — Ровно — Радзивилов. Польская армия обязалась помогать армии УНР только на Правобережной Украине, основная часть которой до 1772 года входила в состав Речи Посполитой. На Харьков и Донбасс украинская армия должна была наступать самостоятельно, что было бы возможно только в случае полной потери боеспособности Красной Армией. 19 апреля Петлюра обратился к украинскому народу, сообщая о союзе с Польшей и о скором возобновлении войны, призвав к всеобщему восстанию против большевиков. 25 апреля 1920 года польско-украинские войска начали поход на Киев, который был взят 7 мая. Однако Троцкий перебросил в Украину освободившиеся после разгрома Деникина войска, включая ударную 1-ю Конную армию. Прорыв польского фронта Конармией привел к тому, что войска Петлюры и Пилсудского уже 12 июня оставили Киев. Для того, чтобы остановить советское наступление в Украине, польскому командованию пришлось перебросить войска из Белоруссии. В результате советский Западный фронт под командованием Михаила Тухачевского тоже перешел в наступление 4 июля и быстро занял всю Белоруссию. Накануне наступления Тухачевский издал свой знаменитый приказ: «Бойцы рабочей революции. Устремите свои взоры на запад. На западе решаются судьбы мировой революции. Через труп белой Польши лежит путь к мировому пожару. На штыках понесём счастье и мир трудящемуся человечеству. На Запад! К решительным битвам, к громозвучным победам! Стройтесь в боевые колонны! Пробил час наступления. На Вильну, Минск, Варшаву — марш!» Минск советские войска заняли уже 11 июля, а Вильно 14 июля. 26 июля части Западного фронта в районе Белостока перешли линию Керзона, определенную державами Антанты в качестве восточной границы Польши. 1 августа пал Брест.

Но Троцкого тревожило, что польские войска, стремительно отступая в Белоруссии, не несли больших потерь, очевидно, сохраняя силы для сражений на территории этнической Польши. Не было больших потерь и у польских войск в Украине, с переменным успехом сражавшихся против советского Юго-Западного фронта Александра Егорова. Не было также никаких признаков «пролетарской революции» в Польше, на которую так надеялись большевики. В Белостоке был создан Польский ревком – будущее правительство коммунистической Польши, фактически возглавлявшееся председателем ВЧК Феликсом Дзержинским. Но оно смогло привлечь в польскую Красную Армию лишь 176 человек. Российская же Красная Армия была измотана сражениями гражданской войны. Поэтому председатель Реввоенсовета предлагал остановиться на линии Керзона и заключить с Польшей мир, отказавшись от ее советизации. Троцкий вспоминал: «Были горячие надежды на восстание польских рабочих... У Ленина сложился твердый план: довести дело до конца, т. е. вступить в Варшаву, чтобы помочь польским рабочим массам опрокинуть правительство Пилсудского и захватить власть... Я застал в центре очень твердое настроение в пользу доведения войны «до конца». Я решительно воспротивился этому. Поляки уже просили мира. Я считал, что мы достигли кульминационного пункта успехов, и если, не рассчитав сил, пройдем дальше, то можем пройти мимо уже одержанной победы - к поражению. После колоссального напряжения, которое позволило 4-й армии в пять недель пройти 650 километров, она могла двигаться вперед уже только силой инерции. Все висело на нервах, а это слишком тонкие нити. Одного крепкого толчка было достаточно, чтоб потрясти наш фронт и превратить совершенно неслыханный и беспримерный... наступательный порыв в катастрофическое отступление». Однако Ленин и почти все члены Политбюро отклонили предложение Троцкого о немедленном заключении мира. Западный фронт продолжал наступление на Варшаву, а Юго-Западный – на Львов. Такое расхождение объяснялось тем, что два фронта разделяли почти не проходимые Припятские болота, и поэтому им трудно было наступать по сходящимся направлениям. Главком Сергей Каменев и командование Юго-Западного фронта, где членом Реввоенсовета был Сталин, убедили Политбюро, что Юго-Западный фронт должен овладеть Львовом, чтобы потом из Восточной Галиции ударить по Румынии. 23 июля была издана соответствующая директива. Сталин, Каменев, Тухачевский и большинство членов Политбюро переоценивали степень разгрома Польши. Но даже если бы Конная армия и часть пехотных дивизий Юно-Западного были бы своевременно переданы Западному фронту, это вряд ли бы изменило исход войны, так как поляки, в свою очередь, смогли бы перебросить дополнительные дивизии из-под Львова к Варшаве.

Что произошло дальше – хорошо известно. Польское правительство немедленно провело аграрную реформу, объявив о перераспределении земли в пользу мелких землевладельцев (в России на такую меру не решились ни Колчак, ни Деникин). Для большинства поляков советское наступление на Варшаву было тем же, чем были действия царских войск при подавлении польских восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов. Патриотический подъем укрепил польскую армию, которую пополнили десятки тысяч добровольцев. Пилсудский же сумел незаметно для советского командования собрать ударную группу на реке Вепш, для нанесения решающего удара по самому слабому месту Западного фронта. 15 августа началось польское контрнаступление под Варшавой. В ночь на 15 августа польские 10-я и 1-я Литовско-Белорусская дивизии отбили Радзымин. А утром в наступление перешла 5-я польская армия к северу от Варшавы. Она захватила Цеханув, где находился штаб 4-й советской армии. Радиостанция штаба была уничтожена, и командование 4-й армии утратило управление войсками, которые вынуждены были уйти в Восточную Пруссию. А 16 августа нанесли основной удар с реки Вепш войска под личным руководством Пилсудского. В Варшавском сражении и последовавшим за ним Неманском сражении войска Тухачевского были разгромлены. В плен было взято около 90 тыс. красноармейцев, еще более 40 тыс. были интернированы в Восточной Пруссии. Как оказалось, наиболее опасным противником Красной Армии были национальные армии.

Во время битвы за Варшаву армия УНР вместе с поляками противостояла советскому Юго-Западному фронту, непосредственно защищая Коломыю и Станиславов. А 6-я украинская пехотная дивизия приняла участие в Варшавской битве, успешно обороняя в конце августа Замостье вместе с польскими войсками против 1-й Конной армии, пытавшейся выйти в тыл польской ударной группировке.

Несмотря на поражение Советской России в войне с Польшей, украинцы от этой войны почти ничего не выиграли. 7 млн. из них оказались в составе Польского государства, что почти на два десятилетия о тсрочило для них приход Советской власти со всеми ее прелестями. Но, хотя в Польше им жилось легче, чем украинцам в СССР, пережившим Голодомор, но обещанная польскими властями автономия была полностью ликвидирована уже к середине 20-х годов. Пилсудский отказался от создания Украинского государства, решив, что власти УНР не имеют достаточной поддержки в стране. Попытка же Петлюры самостоятельно, без поддержки польских войск взять Киев и всю Правобережную Украину была авантюрой и завершилась неизбежным поражением. Независимости Украине пришлось ждать еще 71 год.

Борис Соколов, профессор, Москва

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать