Дамы строят корабли
Бывший министр торговли в кабинете президента Обамы четверть своего состояния «дарит» ВМФ СШАСначала два очевидных факта. Первый. США — великая морская держава и имеет самый мощный и большой военный флот в мире. Второе, вытекающее из первого. Американский ВМФ совсем не бедствует. Как раз наоборот, разворачивается программа строительства большого количества кораблей разного назначения, вооруженных самым современным оружием всех видов. Период определенного сокращения сил флота и уменьшения затрат на его обновление и содержание остался позади. Возрождаются новые флотские соединения, расформированные несколько лет назад. В частности, снова формируется 2 флот, зоной ответственности которого будет восточное побережье США и Северная Атлантика.
Это корабли, если можно так выразиться, дальнего действия. Их операционная зона может составлять десятки тысяч миль, и они действуют, в частности, в составе ударных авианосных групп во всех морях и океанах.
Однако есть и более региональные задачи, не требующие привлечения кораблей большого водоизмещения и класса. Речь идет о патрулировании прибрежной зоны, а также охране исключительной экономической зоны страны.
В ВМФ США это Littoral Combat Ship (LCS) — боевой корабль прибрежной зоны. По планам военно-морского руководства до 2030 года предполагается строительство 60 кораблей такого класса на сумму $12 млрд.
Интересно, что корабли строятся по альтернативным проектам. В первом случае он имеет стальной корпус, во втором — это трехкорпусное судно (тримаран). Вооружение их примерно одинаковое. Дальность плаванья в обоих случаях — около 4,9 тыс. миль, максимальная скорость 45—47 узлов — 81—84,6 км/ч.
Казалось бы, ничего особенного в осуществлении американской кораблестроительной программы нет. Тем не менее, одно событие привлекло внимание.
На верфи компании Austal USA в штате Алабама состоялась церемония крещения корабля прибрежной зоны Cincinnati класса LCS . Как сообщает пресс-служба Пентагона, корабль строится не за бюджетные деньги, а за средства спонсора. Им выступает бывший министр торговли в кабинете президента Обамы Пенни Сью Прицкер. У нее не самое большое по американским меркам состояние $2,8 млрд и 462-е место в списке журнала Forbes.
В отличие от наших чиновников, свое состояние миссис Прицкер заработала не на правительственном посту, а занимаясь недвижимостью и банковскими операциями. Дама строит за свой счет корабль для ВМФ США стоимостью $700 млн, что составляет четверть ее состояния. Заметим, что на данной верфи сейчас строится за бюджетные деньги еще четыре корабля данного типа.
О патриотизме американцев, причем настоящем, а не пиаровско-показном, давно известно. Денег на армию и флот там не жалеют, но при этом тщательно следят за эффективностью их использования. Поэтому в самом факте, что не самая богатая дама выступила спонсором строительства военного корабля, нет ничего удивительного.
Хотелось бы обратить внимание на другое и применительно к нашей стране. Недавно изменили форму одежды наших морских пехотинцев. Однако за информационным шумом по этому поводу как-то не обратили внимания, на то, что морская пехота у нас есть, а кораблей для нее фактически нет. И вообще у наших военно-морских сил проблем не уменьшается, а только увеличивается.
Наша береговая линия, а она достаточно протяженная да еще с таким агрессивным соседом нуждается в постоянном патрулировании на море и в воздухе. Для этого нужны как корабли, так и необходимые специалисты.
В Украине достаточное количество богатых людей, которые могли бы выступить в качестве спонсоров строительства кораблей для наших ВМС. Заодно были бы загружены имеющиеся верфи и предприятия оборонного комплекса. Это у Путина с Ко попытки, в основном на экранах федеральных каналов, выдать Россию за мировую морскую державу с ее обветшалым и устаревшим флотом. С его анекдотичными дальними морскими походами.
У наших ВМС задача гораздо более приземленная и насущная. Обеспечить безопасность наших берегов и защитить экономическую зону в море.
Если бы наши олигархи серьезно думали о стране, не занимались политиканством и собственным пиаром, то последовали примеру миссис Прицкер и профинансировали строительство так нужных нашему флоту кораблей. И это был бы реальный вклад в безопасность страны и усиления ее армии и флота.
Проблема в том, что в отличие от американского, наш политический и бизнес класс очень низкого качества. Это в данном случае комплексное понятие и патриотизм настоящий, а не показной и не телеэкранный входит в него составной частью. Богатые американцы, если идут на государственную службу зарплату у государства практически не получают, удовлетворяясь формальным заработком в $1 в год.
В США богатые дамы не ходят в лохмотьях, не ездят на волах, но роскошь не выставляют напоказ. И строят корабли для военного флота.
Нашим олигархам до них пока очень далеко. Может, поэтому Америка такая богатая и уверенная в себе?