Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дебальцево как симптом

23 февраля, 13:54
Фото Reuters

Когда-то, еще в юности, попался мне на глаза пассажирский поезд, конечной станцией следования которого было Дебальцево. Это меня удивило. Что за город? Это же не областной центр. И не такой уж крупный населенный пункт.

Теперь бы этого вопроса у меня не возникло. Дебальцево за последние месяцы часто было на устах не только украинцев. Об этом городке даже заговорили в мире.

Победа Путина?

18 февраля украинские войска, несколько месяцев державшие здесь тяжелую оборону, покинули Дебальцево. Как это оценить? Как поражение украинской армии? Или как победу армии российской, которая прикрывается донбасскими террористами?

Не надо быть военным стратегом, чтобы понимать значение Дебальцево. Фактически это крупнейший железнодорожный и транспортный узел Донбасса, который находится посередине между Донецком и Луганском. Пути от него ведут на юг, в Россию, и на север — в сторону Харькова. Контроль украинских войск над Дебальцево значительно сковывал транспортное движение на территории, захваченной пророссийскими террористами. Отдать этот плацдарм — означало развязать им руки. Поэтому сдача этого города террористам, кто бы что ни говорил, это достаточный плюс для них и большой минус для Украины. Даже если в Дебальцево в ходе военных действий были уничтожены коммуникации, их можно восстановить. Были бы деньги. А в России пока этого добра немного еще есть.

Однако Дебальцево в нынешней ситуации имеет не только реальное, но и символическое значение. Оно превратилось в один из символов украинского сопротивления пророссийским террористам. Поэтому для них, а особенно для их главного куратора Путина, взятие Дебальцево стало «делом чести». В конце концов, им нужна была победа, чтобы поднять дух своих адептов. Потому что за последние месяцы противостояния серьезными победами похвастаться не могли. Также установление пророссийскими террористами частичного контроля над Донецким аэропортом вряд ли можно считать победой.

Если Вы думаете, будто Путин согласился на встречу в Минске в «норманнском формате», чтобы прекратить войну на Донбассе, то глубоко ошибаетесь. Просто он решил переформатировать эту войну. Ему не нужна война по всей линии фронта — слишком затратное это дело.

Отправляясь в Минск, его прежде всего интересовало Дебальцево. Ситуация вокруг этого города была одной из приоритетных тем во время минских переговоров. Путин утверждал, будто бы украинские войска — в котле. Поэтому должны поднять белые флаги. Тогда их выпустят из котла — разумеется, без техники и оружия. Если бы это произошло — была бы хорошая пропагандистская картинка: украинские войска капитулируют. На самом же деле полноценного котла во время переговоров не было. Его еще надо создать. Поэтому «имплементацию» минских договоренностей продлили на несколько дней, до 15 февраля. Но и в этот день полноценный котел не образовался. Наконец, на 17 февраля пророссийские террористы «дожали ситуацию». На следующий день украинским военным, оказавшимся в оперативном окружении в Дебальцево и его окрестностях, дали команду прорываться. Какой была реальная цена этого прорыва, можем лишь догадываться. Да, Дебальцево не стало катастрофой для наших военных, как Иловайск. Они вышли из этого города на своей технике и с оружием. Российские масс-медиа не получили красивую картинку. В этом смысле можно говорить о выигрыше нашей стороны.

Кто спас воинов от Дебальцевского котла?

Сейчас некоторые украинские СМИ пытаются убедить нас в том, что отход украинских войск из Дебальцево — это наша победа. Мол, все было спланировано. Мы получим теперь большую поддержку на международной арене, нам дадут оружие и т. д.

Если был такой план, то почему его нельзя было реализовать

15 или по крайней мере 16 февраля, когда ситуация не была столь угрожающей, а «международный эффект» от этого был бы не меньше. Ведь и так было понятно, что Россия, точнее ее боевики, не соблюдают минские договоренности. Похоже, план был другой — держаться до последнего. Чего бы стоила реализация этого плана, можно только догадываться. Однако этот план «не сработал».

Здесь, очевидно, дала о себе знать общественность. Еще за несколько дней до 18-го февраля командиры добровольческих батальонов, среди которых есть и депутаты Верховной Рады, требовали вмешаться в ситуацию в Дебальцево — или предоставить подкрепление, чтобы вывести оттуда украинские войска. 17 февраля начались протесты родственников воинов, находившихся в окружении, с перекрытием трасс.

И еще один фактор, который остался в тени, но который, по моему мнению, был одним из ключевых, — вмешательство Виктора Балоги. Это не просто депутат Верховной Рады. Это человек, который имеет большое влияние в Закарпатской области. А 128-я Мукачевская горно-пехотная бригада, которая воевала в Дебальцево, была в значительной степени укомплектована выходцами из Закарпатья. Спасти для Балоги воинов этой бригады, было важным делом. Это значительно бы подняло его в глазах жителей этого региона. Поэтому он настойчиво требовал от Президента вывести украинских бойцов из Дебальцево. И совсем не случайно, что когда 18-го февраля Президент прибыл в Артемовск, он встретился с воинами именно 128-й бригады, а ее командиру Сергею Шапталу дал звание Героя Украины.

Планы Путина

Что дальше будет делать Путин? Полномасштабная война ему не нужна. И готов ли он к ней? Сегодня очевидно: для него сейчас важно держать Украину в подвешенном состоянии, шантажируя Донбассом. И получать при этом хотя бы небольшие победы — к примеру, такие, как с Дебальцево, чтобы сохранять среди своих адептов веру в свое «величие» и «гениальность».

Для этого и нужны ему минские договоренности. Он потребует, чтобы Украина выполняла их в полной мере. Сам же будет выполнять лишь частично. То есть Украина должна сохранять «режим тишины» на всех участках фронта. А Путин будет соблюдать этот режим там, где ему захочется. При этом пугать Запад «большой войной», чтобы тот особо не вмешивался. Такая «имплементация» минских договоренностей позволит патронируемым Путиным пророссийским террористам сосредоточивать свои силы на определенных участках фронта, как это было в Дебальцево, и устраивать очередные котлы.

Кто будет после Дебальцево на очереди? Мариуполь? Счастье? А может быть, доблестные «шахтеры» и «трактористы» рванут в Артемовск и Краматорск?

Как на это будет реагировать украинская власть? Кажется, догадаться не сложно. Выполнять минские договоренности и «держаться до последнего».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать