Перейти к основному содержанию

«Дело Кучмы» живет и побеждает?

При активном участии второго президента произошел резкий поворот в стилистике политики новой власти
18 сентября, 11:55

Едва лишь Леонид Даниилович Кучма неожиданно для очень многих опять появился на горизонте большой политики, официально представляя Украину на консультациях (тогда они еще так назывались) с ОБСЕ, Россией и террористами «ДНР» и «ЛНР», как стало понятно: что-то не в порядке с новой властью, и с президентской администрацией, и с правительством, и с руководством парламента, и с партиями парламентского большинства. Ведь разве не Кучма и его окружение целенаправленно создавали (еще с начала 1993 года, еще со времен премьерского днепропетровского «красного директора») кланово-олигархический строй в Украине? Разве не во времена Кучмы произошел ряд загадочных смертей и убийств политиков и журналистов, которые не были расследованы (по крайней мере, до конца) и за которые никто, кроме — иногда — «шестерок»-исполнителей — не понес наказания? Разве не Кучма и его администрация провели в 2000 году от начала и до конца фальсифицированный «референдум» — формально по «народной», реально же по «совещательной» инициативе? Разве не во времена второго «гаранта Конституции» (подписанной, кстати, им же) Верховная Рада начала превращаться в некий обезьянник, где депутаты голосовали за себя и за «того парня» руками и едва не ногами? Наконец, разве не Кучма лично виноват в трагедии Донбасса, потому что именно он (номинально — «гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, прав и свобод человека и гражданина») отдал этот регион на откуп местному криминалитету и выросшему на его основе олигархату в обмен на лояльность к себе? И разве не он лично вознес Януковича и начал сдавать украинские интересы Путину?

Понятное дело, для «ДНР» и «ЛНР» Леонид Кучма был «приемлемой фигурой» для диалога, который после подписания Минского протокола не только де-факто, но и де-юре превратился в переговоры с террористами. Но разве кто-то спросил украинцев, приемлем ли для них переговорщик Кучма, уполномочивают ли они его выступать от имени Украины, то есть от их имени?

Но тогда еще не прошли первые 100 дней нового президента, поэтому не только по американской, но и по украинской традиции его в это время не критикуют. Или критикуют очень умеренно.

Дальше Кучма подписал Минский протокол, а президент Порошенко немедленно ввел «прекращение огня» и «двустороннее перемирие». Очень своеобразное, как и первое. Едва не ежедневно от рук террористов погибают украинские военные и гражданские жители, бандиты устанавливают на оккупированной территории Донбасса «новый российский порядок», захватывая предприятия, учебные заведения, жилые дома, даже иностранные консульства. Разоружаться же террористы и не думают, напротив — они получают из России все новые и новые партии оружия, а российские инструкторы ударными темпами готовят из местных кадров танкистов, мотострелков, артиллеристов, зенитчиков (кажется, летчиков и моряков еще не готовят, но все впереди, ненапрасно так предприимчиво россияне пробивали для «ДНР» коридор к морю и отвоевывали Луганский аэропорт).

Ну, а после этого вполне логично 16 сентября — по символическому стечению обстоятельств, как раз в годовщину гибели Георгия Гонгадзе — Верховная Рада одобрила законы об «особом порядке самоуправления» на Донбассе и об освобождении террористов и сепаратистов от уголовной ответственности. Причем голосование прошло в лучших традициях времен кучмизма — с целой кучей нарушений регламента и с предварительной «накачкой» лидеров фракций в президентской администрации. Несмотря на мрак тайны, которым было окутано это голосование (вообще-то граждане, особенно перед выборами, имеют полное право знать, кто из депутатов и как голосовал, не так ли?), уже в ночь перед пленарным заседанием Рады по Интернету разошлась информация: кроме фракции УДАРа и «фронтовой» части «Батьківщини», законы обещали поддержать все парламентские структуры «бизнесменов» и «тушек», а также коммунисты и уцелевшие «регионалы». Знаменательная конфигурация! Бизнес, чиновники, коммунисты и «донецкие» против «украинских националистов» и части «Батьківщини» — еще одно deja vu, еще одна отсылка к кучмовским временам...

Не стану детально анализировать принятые законы — это сделают другие. Замечу лишь, что выписаны они крайне неряшливо, их ключевые понятия допускают возможность не только двусмысленной, но и трехсмысленной и более трактовки. А это опять-таки отсылает нас к временам Кучмы, даже к началу его премьерских, когда правительственный декрет о трастах был сформулирован таким образом, чтобы эти трасты могли свободно красть и не нести за это де-факто никакой ответственности. Потом не раз власть использовала такой же механизм — ведь заложенные в закон или президентский указ двусмысленности дают легальную возможность этой власти действовать по своему усмотрению — кого-то карать, а кого-то миловать, кому-то давать, а у кого-то отнимать при одинаковых обстоятельствах.

Что же касается содержательного наполнения данных законов, то они отдают на откуп террористам и их российским хозяевам те сотни тысяч сознательных и проукраински настроенных жителей Донбасса, которые по разным причинам вынуждены были остаться на оккупированной территории. Опять заговор «верхов» за счет «низов», и не просто рядовых граждан, а украинских патриотов. Еще одна классическая схема времен кучмизма...

Иначе говоря, при активном участии Леонида Кучмы произошел резкий поворот в стилистике политики новой власти — от хотя бы частичной открытости к полной закрытости, от независимости ветвей власти к подчинению парламента и правительства президентской администрации, от отчетности перед обществом к полной закрытости и тайности важнейших решений. Неужели же обещанная «новая жизнь» в действительности является возвращением к хорошо знакомому прошлому?

При этих обстоятельствах, при ярко продемонстрированном нежелании власти отчитываться перед гражданским обществом (ведь речь идет не о передвижении войск или о характеристиках новейших видов вооружения!) и при не менее очевидном желании президентской администрации достигать цели с помощью вряд ли адекватных провозглашенным демократическим целям средств, ни президенту, ни лидерам избирательного списка Блока Петра Порошенко, ни  чиновникам уже не удастся, как говорится, «отмыться» и убедить людей в необходимости «затягивать пояса», платить «военный налог» вплоть до конца 2016 года (правительство уже об этом говорит) и за собственный счет обеспечивать восстановление Донбасса, то есть финансировать работу частных предприятий Ахметова и Ко. Кстати, и повышение в целом втрое тарифов за использование населением газа и электроэнергии,  запланированное на следующие годы, также теперь «зависает», так как платить придется преимущественно компаниям, которые эксперты связывают с Фирташем и тем же Ахметовым...

И если даже длительное «перемирие» и фактическая капитуляция перед Кремлем и прокремлевскими террористами в действительности были вынужденными шагами со стороны Украины, следствием поражения армии или неминуемой экономической катастрофы, то теперь все будут задавать себе закономерный вопрос — не является ли такая покладистость перед Кремлем следствием того, что в собственности первого лица до сих пор находятся кондитерская фабрика ROSHEN в Липецке и мощный кораблестроительный «Севморзавод» в оккупированном Севастополе? Так как все хорошо помнят, как Москва умело использовала экономические интересы «семьи» как рычаг давления на Леонида Данииловича во времена «развитого кучмизма».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать