Договор по РСМД
Начало торжественных похорон для торжественного воскрешенияСудя по всему, процесс выхода США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) вышел на финишную прямую. Президент Дональд Трамп устами госсекретаря Майкла Помпео дал своему российскому коллеге два месяца на то, чтобы устранить все нарушения этого договора, допущенные Москвой, и привести состояние российского ракетного потенциала в соответствие с его условиями. К этому демаршу присоединились и все страны НАТО. На указанный период в 60 дней США приостанавливает свое участие в договоре, а если Россия не устранит нарушения или не докажет, что нарушений нет, Вашингтон в начале февраля официально уведомит Москву о своем выходе из Договора по РСМД. Очевидно, если Россия ультиматума не примет, Америка будет считать себя свободной в неограниченном развитии ракет средней и малой дальности. А то, что Путин ультиматум отвергнет, хотя и очень боится развертывания соответствующих американских ракет в Европе, Трамп не сомневался. И Путин тут же это подтвердил. Выступая на встрече с волонтерами в связи с вручением премии «Доброволец России – 2018», он заявил, отвечая на вопросы журналистов, что «самое главное обоснование – это то, что мы что-то нарушаем. При этом, как обычно, никаких доказательств нарушений с нашей стороны не представляется».
Это типичная путинская манера – уходить в глухую несознанку, никаких нарушений с российской стороны не признавать, а во всем обвинять противную сторону. Напомнив, как в 2002 году США вышли из договора из ПРО без каких-либо формальных обоснований своих действий (договор это позволял), российский лидер утверждает, что в случае с Договором по РМСД американцы «думают, на кого бы свалить этот свой, на мой взгляд, необдуманный шаг». И добавил: «Аргументы, которые приводятся, в принципе понятны: только Россия и только Соединённые Штаты не производят оружия подобного рода. Это правда, действительно. Многие другие страны – их там уже с десяток, наверное, – такое оружие производят, а Россия и США сами себя в двустороннем порядке ограничили. Теперь, видимо, наши американские партнёры считают, что ситуация поменялась настолько, что и США должны иметь такое оружие… мы тогда тоже будем это делать». Тут, как всегда у Путина, лукавство. Вашингтон не только о наличии ракет средней и малой дальности у других стран говорит, но и давно уже высказывает претензии по поводу вполне конкретных российских ракет, которые, по мнению американской стороны, нарушают Договор по РМСД. Речь идет прежде всего о крылатой ракете наземного базирования (КРНБ) 9М729 с запрещенной договором дальностью 500–5500 км. Ультиматум, озвученный Помпео, как раз и предполагает, что Россия уничтожит или модернизирует спорные ракеты таким образом, чтобы они соответствовали условиям действующего договора. И Путин имел возможность, если бы хотел, доказательно, с цифрами в руках, опровергнуть американские обвинения. Это могло бы произвести самое благоприятное впечатление как на американскую, так и на европейскую общественность. Однако Путин этого не сделал, потому, что опровергнуть американские обвинения и, соответственно, доказать, что Россия не нарушала договор, было просто невозможно.
Заявление российского МИД, будто «Россия неукоснительно соблюдает положения договора. Американской стороне это известно», никто в НАТО всерьез не воспринимает. Грозить же американцам, как это делает Путин, тем, что мы тоже будем производить такие ракеты, более или менее бессмысленно. Проблема не в том, чтобы производить ракеты средней и малой дальности, а в том, где их разместить таким образом, чтобы они доставали до жизненно важных центров потенциального противника. Здесь у России есть только одна территория, где можно попробовать разместить РСМД, - это Куба, когда-то ближайший советский союзник, на которого и Россия имеет свои виды. Да вот беда: еще соглашение по урегулирование Карибского кризиса предусматривало отказ СССР от размещения своих ракет на Кубе в обмен на обещание США не захватывать Кубу силой оружия. И можно не сомневаться, что в случае, если американцы заметят переброску российских ракет на остров, они тотчас автоматически оккупируют Кубу. И невозможно себе представить, чтобы в такой ситуации Россия рассматривала бы американское вторжение на Кубу как casus belli.
Точно так же мало что значат пока что превентивные угрозы, озвученные начальником российского Генштаба Валерием Герасимовым иностранным военным атташе в Москве: «Хотел бы через вас донести до ваших руководителей, что если договор о РСМД будет разрушен, это не останется без ответа с нашей стороны. Вы как военные профессионалы должны понимать, что не территория США, а страны, разместившие у себя американские комплексы с ракетами средней и меньшей дальности, окажутся объектами поражения для ответных действий России». В отличие от России, у США найдется достаточно союзников в Европе, которые готовы будут разместить на своей территории ракеты средней и малой дальности, нацеленные на территорию России. Взять хотя бы Польшу, Румынию или страны Балтии, всерьез опасающиеся российской агрессии. Размещение американских ракет в этих и других восточноевропейских странах в качестве средства сдерживания само по себе не может стать поводом для российского превентивного удара, поскольку такой удар неизбежно приведет к самоубийственной глобальной термоядерной войне. Ракеты же из Польши или Румынии теоретически, в случае нанесения США первого удара, способны достичь целей в Европейской части России за 5-6 минут и вывести из строя центры управления, что парализует ответный российский термоядерный удар.
Поэтому размещение американских ракет малой и средней дальности в Европе будет служить серьезным фактором, сдерживающим агрессивные намерения России. Однако реальное производство и, особенно, размещение американских РСМД – дело далекого будущего. Прагматик же Трамп, что доказывает его поведение во время торговых войн, развязанных им по всему миру, выходит из действующих договоров главным образом для того, чтобы постараться как можно скорее заключить новые, но более выгодные для США. Наверняка и в случае с РСМД уже в феврале будущего года начнутся российско-американские переговоры, в ходе которых американская сторона будет добиваться отказа России от ракеты (КРНБ) 9М729 и более детального определения параметров ограничений на данный класс вооружения. И вполне вероятно, что Москва в этом вопросе действительно пойдет на уступки, поскольку опасается американского «обезоруживающего удара».