Перейти к основному содержанию

Долгое эхо чеченской войны

22 октября, 12:31

В Нальчике был убит 34-летний лейтенант полиции Александр Флегонтовиз отряда спецназначения «Гром» Карелии. Это случилось на курсах повышения квалификации в Институте МВД России. Убийство произошло во время драки с другими полицейскими. Убийца оказался сотрудником подразделения специального назначения патрульно-постовой службы имени Ахмата Кадырова из Чечни. По свидетельству одного из очевидцев, «они подрались, их развели, но потом драка продолжилась, и когда их разняли, полицейский из Карелии был мертв». Подобные конфликты и драки с чеченскими полицейскими в Нальчикском институте МВД, по словам местных жителей и обучающихся там полицейских, - совсем не редкость.

В день трагедии двое полицейских из Карелии и один полицейский из Саратова распивали спиртные напитки вместе с чеченскими полицейскими. Один из чеченских полицейских пригласил всю компанию к себе в общежитие «на чай». Но в комнате общежития двое других чеченцев вдруг начали прогонять русских коллег. После словесной перепалки Флегонтов вышел в коридор и сообщил, что все хорошо и они «помирились». Но, по словам очевидцев, в момент, когда он повернулся вполоборота к одному из чеченских полицейских, «тот дал ему (Сане) двойку в челюсть, после которой Саня с трех ступеней полетел вниз и ударился головой о кафель, нападавший подскочил к нему и сверху нанес один добивающий удар. Результат: перелом челюсти и перелом основания черепа. После этого, пока все разбирались в холле, трое чеченцев на крыльце ногами забивали лежащего парня из Саратова. Мы выскочили и откинули их от него, но когда он встал, один из южан оббежал сбоку и ударил саратовца в лицо. Потом крики парней, что нужна скорая срочно парню из Карелии. И до приезда скорой его качали и вентилировали, но он с самого начала уже был синий. Приехала скорая и сказала, что все бесполезно – смерть была мгновенной.

Собрались в коридоре общаги возле телика, подходит один из южан и говорит: «Какие будете давать показания?.. Давайте скажем, что сам упал и ударился». Однако полицейские-славяне, судя по всему, покрывать убийцу не стали. По словам одного из них, «Парни все объединились, от показаний никто не отказывается. Все хотят, чтобы виновные были наказаны». Вопрос, однако, заключается в том, хочет ли этого высокое полицейское начальство, как чеченское, так и карельское и московское. Следственный комитет пока что возбудил уголовное дело всего лишь по статье «Причинение смерти по неосторожности». Хотя все показания свидетелей говорят, как минимум, о необходимости применения статьи об умышленном причинении тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть пострадавшего.

Стоит отметить, что спецподразделение «Гром» занималось главным образом контролем за оборотом наркотиков. Флегонтов служил в отряде «Гром» с 2017 года и неоднократно бывал в командировках на Северном Кавказе, включая Чечню, где у него могли возникнуть конфликты с местными полицейскими по основному роду деятельности. Кроме того, ранее, когда на территории Чеченской республики шли активные боевые действия, омоновцы и другие полицейские из Карелии неоднократно бывали там в командировках. А в полку имени Ахмата Кадырова немало тех, кто в прошлом сражался с федеральными войсками или, так или иначе, пострадал от их действий, а также их родственников. И у многих из кадыровцев с федералами давние счеты, как, например, у армян с азербайджанцами.

Помните, как старший лейтенант азербайджанской армии Рамиль Сафаров 19 февраля 2004 года в общежитии убил топором во сне лейтенанта армянской армии Гургена Маргаряна, с которым они вместе обучались на трёхмесячных курсах английского языка в рамках программы НАТО «Партнёрство во имя мира» в Будапеште? У Сафарова был свой счет к армянам. Его родное село было занято и разорено армянской армией, а трое родственников погибли, а двое пропали без вести в ходе армяно-азербайджанской войны за Нагорный Карабах. В 2006 году Сафаров был приговорен венгерским судом к пожизненному заключению без права обращения за помилованием в течение 30 лет. Однако Сафаров отсидел всего 8 с половиной лет. 31 августа 2012 года он был передан Азербайджану для дальнейшего отбытия наказания, и в тот же день президент Ильхам Алиев его помиловал. Рамиля встретили как национального героя, сразу же произвели в майоры (сейчас он – подполковник) и выплатили жалованье за все то время, что он находился в венгерской тюрьме. Поговаривают, что ценой за отправку Алиева в Баку стало предоставление Азербайджаном кредита Венгрии на выгодных условиях. Тем не менее, в Будапеште не ожидали, что все будет сделано так быстро и демонстративно, поскольку Алиев обещал Виктору Орбану, что Сафарова освободят только тогда, когда он отбудет 25-летнее заключение. Армения же в знак протеста вообще разорвала дипломатические отношения с Венгрией.

Очень боюсь, что с неизвестным пока по имени убийцей Александра Флегонтова может произойти примерно та же история, что и со ставшим знаменитым, по крайней мере, в своей стране, убийцей Гургена Маргаряна. Как видим, обстоятельства обоих преступлений весьма похожи. И есть основания опасаться, что похожим будет и финал. Как заявляет российский адвокат Александр Островский, «в чеченские правоохранительные органы в свое время влилось большое количество бывших боевиков, которые вышли из леса вместе с Кадыровыми, поэтому организаторы этой учебы в Нальчике должны были понимать, что у встретившихся существует, мягко говоря, взаимная неприязнь, и объединять их на таких сборах – это заведомо создавать взрывоопасную обстановку, поскольку это враги. По многим уголовным делам мы знаем, как в Москве ведут себя чеченские полицейские». Он также склонен думать, что это было умышленное убийство, поскольку профессионально подготовленный чеченский боец не мог не понимать последствий своих действий, да еще и пошел на добивающий удар.

Тем не менее, есть все основания опасаться, что наказание убийцы Флегонтова не будет слишком суровым. Дело в том, что бойцы спецназа полка имени Кадырова, среди прочего, занимаются такими деликатными вещами как бессудные казни всех тех, кто не угоден как нынешнему президенту Чечни, так и федеральным властям. Рамзан Кадыров смотрит не только на Чечню, но и на другие республики Северного Кавказа как на свою вотчину, и уверен, что его подчиненным там ничего не будет, какие бы преступления они там ни совершили. И велика вероятность, что убийца либо получит условный срок (за убийство по неосторожности это возможно), либо будет передан для отбытия наказания в Чечню, где его вскоре освободят. Вряд ли Карелия порвет все отношения с Чечней, даже если в Грозном убийцу карельского полицейского встретят как героя. Но степень тяжести его наказания, очевидно, будет зависеть от того, сколь сильной будет реакция на происшедшее как со стороны руководства Карелии, так со стороны руководства МВД России.

Еще лет пять назад преступление, подобное тому, что произошло в Нальчике, наверняка вызвало бы массовые демонстрации протеста русских националистов как в Москве, так и в других городах, с которыми власть должна была бы считаться. Однако после того, как наиболее боеспособная часть участников «Русских маршей» сгорела в пламени войны в Донбассе, Кремль может не опасаться, что его вынудит к каким-то нежелательным действиям голос улицы. Тем не менее, случай в Нальчике показывает, сколь разрушительное влияние на правоохранительную систему России оказывает то, что Путин предоставил кадыровской Чечне статус полунезависимого феодального княжества, для которого не писаны российские законы. И подобное положение будет все больше и больше вызывать недовольство самих работников российских правоохранительных структур, которые, в конце концов, могут начать необъявленную войну против кадыровцев, действующих за пределами территории Чечни.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать