Перейти к основному содержанию

Долой русскую классику

07 мая, 10:29

Районный суд в городе Таганроге постановил, что сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» является экстремистской. Иск подал местный православный священник от лица возмущенных верующих.

Экспертами на процессе выступили православные литературоведы и психологи. Кто-то может покрутить пальцем у виска после прочтения этой новости. Мало ли какой бред несут в современной России православные фундаменталисты. В 2006 году была сорвана постановка сказки-оперы «Балда» Дмитрия Шостаковича в столице Республики Коми Сыктывкаре.  Тогда секретарь Сыктывкарской и Воркутинской епархии отец Филипп заявил, что «Шостакович написал музыку к этой сказке не по своей воле в 30-е годы прошлого века, когда в стране шли гонения на церковь, пострадали тысячи ни в чем не повинных священнослужителей. Да и Пушкин раскаивался, что написал эту сатиру».

Откуда отец Филипп взял эти данные остается загадкой, так как в рукописях Пушкина есть не только текст сказки «О попе и его работнике Балде», но и собственные иллюстрации поэта к ней. Да и неволя Шостаковича в данном случае тоже весьма проблематична при всех непростых отношениях композитора со сталинской властью.

Нет смысла приводить так называемую аргументацию православных экспертов по поводу сказки Алексея Толстого. Достаточно сказать, что экстремизм, насмешки и злобные пародии они усмотрели в том, что деревянная кукла Буратино не тонет в воде. То, что в большинстве своем изделия из дерева плавают на поверхности воды, есть факт физический и объективный экспертов не остановил. Они увидели в этом намек на то, что Христос ходил по воде, как по суше. Конечно, есть деревья типа самшита, древесина которых в воде тонет, но навряд ли Папа Карло мог позволить себе сделать куклу из столь дорогого и редкого дерева. К тому же он не предполагал, как и Алексей Толстой, что такой простой и житейский факт приведет к подобным обвинениям. И это тоже его вина, должен был в 1935 году, издавая сказку, думать о далеком будущем и чем это обернется. Да что вообще взять с красного графа поставившего свое перо на службу сталинскому режиму. 

Вообще гонения на классическую русскую литературу принимают в соседней стране все больший размах.

Взять тот же случай с солнцем русской поэзии Александром Пушкиным. Во многих его произведениях, если читать внимательно, буквально рассыпаны ироничные и сатирические намеки на служителей церкви. Фактически это удар по скрепам, пока удерживающих государство российское если не от распада, то от очень многих неприятностей.

Вообще вся русская классическая литература XIX и начала XX века, вообще говоря, не просто антиклерикальная, а именно антицерковная и направлена против Русской православной церкви, ее служителей и апологетов.

При этом герои Льва Толстого были людьми верующими, взять хотя бы его роман «Воскресенье», но восстающие именно против Русской православной церкви. И тут у ее нынешнего руководства большие проблемы.

Великого писателя от церкви отлучили, суды с подачи православных фундаменталистов в Таганроге 11 сентября 2009 года и  Екатеринбурге 18 марта 2010 года признали его экстремистом. С другой стороны, он признанный в мире гений. Его произведения переведены на десятки языков и издаются во многих странах. Однако, колебания длились недолго.

И никого в руководстве церкви не волнует, что по конституции России цензура запрещена. Кстати, в любом виде, церковь отделена от государства и не может вмешиваться в светскую жизнь.  

Русская православная церковь всегда была придатком государства и выполняла роль духовного и морального надсмотрщика. Она всегда занимала крайне консервативные, реакционные и в чем-то даже черносотенные позиции.

В период, когда государственная власть в России консервирует общественную ситуацию, фундаменталисты от церкви поняли или получили задание начать охоту на свободомыслие, на отклонение от линии на укрепление скреп.

Как в таком случае эскадронам ревнителей могут понравиться Некрасов, Салтыков-Щедрин или поэты Серебряного века, в частности, Блок. Никак. Удивительное совпадение, последний и советской власти не нравился, поэтому его запрещали, а других ссылали и расстреливали. Вроде бы церковь против сталинского режима, а на самом деле повторяет все его действия. Впрочем, удивляться тут особенно нечему. Сталин тоже был охранителем и консерватором, так что движение фундаменталистов по его курсу вполне ожидаемо. При этом пострадали священники, так это борьба за власть и устранение конкурентов. Об этом в Русской православной церкви предпочитают по возможности не вспоминать.

Даже смешно в век цифровых технологий что-то пытаться запрещать. История с Telegram их ничему не научила. Наоборот, желание запретить только усилилось.

Казалось бы, нам нет особого дела, как в соседней стране относятся к своим классикам и пытаются в чем-то возродить темные времена Средневековья.

Проблема в том, что в Украине действует подразделение Русской православной церкви, и оно служит проводником ее влияния, даже в силу служебных обязанностей, и это совсем не церковный вопрос, а политический.

Все нынешние и будущие гонения на русскую классическую литературу — проблемы идеологические и политические. В силу истории и известных обстоятельств Русская православная церковь превратилась в инструмент внешнего давления на Украину. Вот почему приобретение автокефалии украинской церковью становится все более острым и его необходимо решать со всей энергией. К тому же тайные пружины российского влияния становятся все более зримыми по мере роста агрессивности тех в нашей стране, которые выступают против автокефалии.

Гениальность произведений Льва Толстого нисколько не пострадает от нападок взбесившихся церковников. Сказки про Буратино или про Балду будут читать как на русском языке, так и в переводах.

Так было после того как сжигали книги на площадях немецких городов, так будет и с нынешними гонителями великой литературы. У нее долгий век в отличие от нынешнего российского президента и патриарха Русской православной церкви.    

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать