Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Донбасс и выборы

Политическая «квадратура круга»
16 сентября, 11:42
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Выборы на Донбассе, что парламентские, что местные — это игра с огнем. Не проводить их нельзя — во-первых, в Минском протоколе речь идет о том, чтобы «обеспечить проведение досрочных местных выборов» в отдельных регионах Донбасса (читай — на территории «ЛНР» и «ДНР»); во-вторых, глава Луганской облгосадминистрации Ирина Веригина, которая хорошо знает местную ситуацию, подчеркивает, что «нужно, чтобы заработал областной совет, а для этого мы должны провести выборы, потому что сейчас он неработоспособен» — и это уже касается и тех частей Донбасса, которые не отмечены в Минском протоколе; в-третьих, выборы в Верховную Раду в соответствии с законодательством объявлены на всей территории Украины. Да и за рубежом не поймут, если официальный Киев попробует каким-либо образом сделать невозможными выборы на Донбассе — где же демократия, где же общее избирательное право, так нельзя делать! Правда, пока Центризбирком заявляет, что на всей территории Донбасса парламентские выборы провести невозможно, но кто знает, какие политические сюрпризы у нас впереди?

С другой стороны, выборы на Донбассе — это легализация не только беглецов-регионалов и «идейных» сепаратистов, но и откровенных террористов, а также их руководителей. Скажем, Павла Губарева вместе с женой Екатериной, которая тоже является «политическим деятелем», и Александра Захарченко, а в придачу — сонма более мелких персонажей. Ведь Губарев с женой никого лично не убивали и не подвергали пыткам — какие к ним могут выдвигаться претензии? Они подпадают под амнистию, обусловленную как «планом Порошенко», так и Минским протоколом. Можно не сомневаться, что найдется еще немало подобных деятелей, которые просто-таки попрут в советы всех уровней. А учитывая средства, которые они будут иметь и на поддержку со стороны «вежливых зеленых человечков», такие персонажи смогут получить депутатские мандаты разного веса не только на территории, которую контролируют марионеточные прокремлевские «правительства».

Кроме того, уже сейчас ходят слухи о выдвижении на Донбассе Медведчука и Ко. Таким образом, «партия Путина» сможет прорваться в Верховную Раду Украины. Нардепы же по своему статусу имеют доступ к государственным тайнам, а вдобавок — еще и неприкосновенность (и это правильно, потому что в противном случае какой-то сержант Петренко, проведя ряд задержаний за неправильный переход улицы, мог бы сорвать, скажем, принятие новой Конституции; другое дело — объем такой неприкосновенности). Добавляйте к этому такой инструмент, как депутатский запрос, который может быть легко использован для выведывания правительственных планов, возможность развернуть под видом, скажем, депутатской приемной легальный российский разведывательный и диверсионно-террористический центр. Иначе говоря, все государственные секреты Украины будут лежать на путинском столе, и это будет наименьшая беда, которую способны навлечь подобные депутаты.

А еще неототалитарные силы (Партия регионов с союзниками, Мевдедчук и Ко и откровенные террористы) при демократических выборах имеют все шансы стать легальным и легитимным «голосом Донбасса», по крайней мере, его значительной части (как партии Жириновского и Зюганова стали «голосом России» в 1990-х и как НСДАП стала бы «голосом послевоенной Германии», если бы ее допустили к выборам во второй половине 1940-х). При этом Партии регионов даже лучше идти на выборы любого уровня как номинально беспартийной команде мажоритарщиков: мол, мы ни в чем не виноваты, мы белые и пушистые... Собственно, в этом не будет ничего странного: на Донбассе господствует неототалитарный взгляд на мир, что подтверждают многочисленные прошлогодние социологические исследования. А украинские патриоты там почти везде не составляют большинства; и хотя их немало среди местной молодежи, необходимо время и упорная работа, чтобы этот край освободился из лап тоталитарного наследия. А немедленные выборы такого времени не дают. Нужно ли расписывать, какое международно-политическое значение будет иметь формально-юридическая легитимация такого «голоса Донбасса»?

Наконец, возникнет проблема относительно депутатского большинства обоих областных советов. Если выборы в эти советы проводить на всей территории двух областей, то по вполне понятным причинам проконтролировать хотя бы их формальную честность в зонах господства террористов и российских оккупантов будет крайне сложно. Я уже не говорю о честности содержательной, когда делаются невозможными телерепортажи о «распятых украинскими фашистами мальчиках» и «сбитых украинскими военными пассажирских авиалайнерах». И опять-таки, не следует забывать об очень больших деньгах, которые будут иметь нужные Москве кандидаты в депутаты. Следовательно, существует вполне реальная возможность, что большинство в обоих облсоветах захватят враждебные Украинскому государству политические силы.

Я уже не говорю о выборах в горсоветы Донецка и Луганска, Горловки и Краснодона — они будут представлять собой просто-таки «парад победы» местного криминалитета и российского неонацизма.

Что же делать в подобных обстоятельствах? Автор статьи не является противником демократии, напротив: ожесточенными ее врагами являются не только лидеры «Лугандона» и другие неототалитарные политики Украины, но и по меньшей мере половина населения двух упомянутых областей. Поскольку демократия не сводится к общему избирательному праву и не начинается с него. Век назад это хорошо понимали наиболее «продвинутые» европейские и американские политики, в настоящее время такого понимания, к сожалению, нет, создался определенный фетиш общего избирательного права как основы демократии. Но для того, чтобы это право действовало, чтобы происходила институционная ротация элит, необходима такая «безделушка», как Демос, то есть сообщество ответственных граждан. Иначе говоря, общее избирательное право в Европе и Северной Америке стало результатом длительного эволюционно-революционного формирования гражданского общества, то есть Демоса, в конкретных странах. Без наличия Демоса политическая демократия быстро вырождается в охлократию, деспотию автократа или даже в тоталитаризм. Что мы и наблюдали наглядно в последние полгода, глядя на Донбасс. И если в последнее время в части этого региона — в освобожденных от бандитов городах и поселках — прослеживаются противоположные тенденции, то эти тенденции, кажется, еще не окрепли, нужно еще работать, чтобы они перевесили все другое на всей территории Донбасса, включительно с «Лугандоном».

Что же делать, как решить эту «политическую квадратуру круга»?

Первые шаги само собой разумеющиеся: следует принятием соответствующего закона немедленно перенести административные центры Луганской и Донецкой областей соответственно в Сватово и Мариуполь. Ведь не может функционировать система областной власти в городах, захваченных террористами и россиянами. Я понимаю, что это добавит козыри московским пропагандистам — но другого выхода нет, если мы не хотим отдать врагам Украины полностью эти две области. А в перспективе это — при умной политике Киева — будет способствовать переориентации жителей «особых районов»: ведь за всеми важными документами им придется ехать за пределы этих районов, обращаться к украинской местной власти и быть лояльными к ней.

Эксперты предлагают и другие варианты: изменить Конституцию, образовав еще две области: Слободскую (из освобожденной части Луганщины) и Азовскую (из освобожденной части Донетчины). В таком случае облсоветы новых областей не будут контролироваться легализированными террористами, уголовниками и пророссийскими нацистами, можно будет провести в них активную патриотическую молодежь, беспартийных технократов и деятелей независимых профсоюзов. Конечно, в таком случае Донецкий и Луганский облсоветы окажутся ужасными по составу, кроме того, это даст «Лугандону» дополнительные возможности для легитимизации пророссийского сепаратизма. Поэтому у такого варианта есть как плюсы, так и минусы.

Другое предложение экспертов — без изменения Конституции (ведь это требует 300 голосов) простым парламентским большинством изменить пределы административно-территориальных единиц, включив освобожденные районы Донбасса в состав Днепропетровской, Харьковской и Запорожской областей. Этот вариант также имеет свои плюсы и минусы, которые следует тщательным образом оценить. Так или иначе, проблема выборов на Донбассе нуждается в пристальном внимании власти, гражданского общества и экспертной среды. Поскольку — еще раз это подчеркну — демократия не сводится и не может сводиться к общему избирательному праву, это содержательный, а не формальный феномен, и без преобладания в обществе свободных граждан она работает разве что на самоуничтожение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать