Перейти к основному содержанию

Дорога к разрушенному храму

03 ноября, 19:07

В Феодосии на историческом месте, где раньше была ханская мечеть Джума-Джами, оккупанты собираются построить храм Русской православной церкви. "Во времена украинского контроля над Крымом на этом месте планировалось провести археологические раскопки, а затем восстановить часть сооружений этого религиозного комплекса, что очень важно для крымского исторического, религиозного и культурного наследия. Был даже проект реставрации", - написал по этому поводу муфтий мусульман Украины Шейх Саид Исмагилов. Кафа (средневековое название Феодосии), по словам муфтия, была городом известных на весь мусульманский мир крымских богословов и мистиков. Среди ученых Крымского ханства наиболее известными были те, кто носил фамилию Кафави - то есть рожденный в Кафе. И центром всей научной и богословской мысли был комплекс Джума-Джами.

О том, что такая деятельность является спланированной провокацией, написал на своем Facebook Глава ЦИК Курултая Заир Смедляев: "Несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации никакая религия не может быть названа государственной, происходит публичное игнорирование проживания в Крыму его коренного народа - крымских татар, исповедующих ислам". "На оккупированном полуострове повсюду происходят попытки уничтожения памятников духовного наследия крымских татар, переписывание его истории. Новые жители Крыма при строительстве промышленных объектов и своих особняков сносят древние скифские курганы, которые являются памятниками истории и археологии", - продолжает Заир Смедляев. Он также отмечает, что с начала оккупации под предлогом реконструкции в Бахчисарае сносятся архитектурные памятники. "Теперь на историческом месте Джума-Джами в Феодосии загорелись желанием построить церковь. Я с уважением отношусь к разным религиям, но никак не могу молчать, когда все это делают безбожники с одной лишь целью - превратить Крым в горячую точку", - написал глава ЦИК Курултая.

Оккупанты в Крыму целенаправленно стравливают православных и мусульман уже не первый год. Еще до аннексии по Крыму распространялись слухи о чужаках "татаро-монголах", которые являются носителями исконной ненависти ко "всему православному". Как только в населенном пункте появлялась новая мечеть, можно было быть уверенным - где-то неподалеку непременно возникнет огромный крест. Зачем? Конечно же, не для оберега "православных". Кресты ставили на въездах и в крымскотатарские поселения. Так поддерживалось недоверие к крымскотатарской общине. Разделяй и властвуй. Разделяли крымские "деятели", которые эксплуатировали пренебрежение к украинскому государству, настаивая, что Украина поддерживает исключительно крымских татар, игнорируя "права русскоязычного большинства".

Золотое правило журналистики - "сначала упростить, потом преувеличить", которое в 50-е годы вывел главный редактор The Economist, в нашем послевоенном украинском варианте превратилось в "упрощай и умаляй". Происходят попытки укачивать в народе чувство опасности. Мы должны хорошо понимать, что на самом деле представляет собой "русский мир". Оказавшись в состоянии войны с восточным соседом, многие украинские граждане продолжают пребывать в иллюзии, что даже установление Россией протектората над Украиной, будь то военного или политико-экономического, не является угрозой уничтожения украинского народа. Мол, определенных "безумных националистов", может, и выгонят или даже арестуют. Но другим людям ничего не угрожает. "Какая разница, под какой властью жить? Мы же интеллигентные люди. Какая опасность?"

В том то и дело, что настоящая. У нас есть пример Крыма, который доказывает, что никакого народа, кроме сборища манкуртов, современная Россия не потерпит. Так или иначе с украинцами придется распрощаться. В Крыму сегодня на крымских татар осуществляется огромное давление. Кого преследуют за молитву не в тот день, кого за признание украинской принадлежности полуострова, а кого просто за крымскотатарский флаг. Но все это одно явление - разрушение народной солидарности, культурных и социальных завязей. Оккупанты уничтожают народ, пытаются превратить его в население. Потому и нападение на культурные достопримечательности. Зачем аборигенам культура? Так и украинского духа - казацкого, "культурно-буржуазного", украиноцентричного - никто не потерпит.

Шум, который поднимается сегодня относительно попыток увеличить присутствие украинского языка в информационном пространстве, ввести квоты, ввести стандарты свидетельствует о том, что основная борьба против Украины ведется не на поле боя, а в культурной плоскости. На самом деле поле боя, то есть наличие оккупированных территорий, линии разграничения, является обострением войны против украинских культурных маркеров. Просто холодная война, которую захватчик вел против всего украинского весь период независимости, приобрела ныне горячие формы. Поэтому говорить о выживании украинского народа в случае поражения или добровольной капитуляции более чем наивно.

Спецоперация с храмом на месте древней мечети имеет целью унизить крымских татар. Возможно, спровоцировать их на действие. В результате чего оккупационная власть получит возможность перевести репрессии против народа на новый уровень. Но даже в случае отказа от протеста, цель, которою подразумевают оккупанты, будет достигнута. В том, чтобы отдать свое, даже под принуждением обстоятельств, всегда есть позорный привкус. Он разрушает достоинство, порождает чувство бессилия и в результате порождает в народе своеобразный комплекс неполноценности. - "Нас немного. Мы должны учитывать обстоятельства. Должны думать, как наши действия будут восприняты "той стороной". Надо подождать, пока те, кто нарушает наши культурные, ментальные и реальные границы, поймут, что ничего враждебного в наших пожеланиях нет". А потом начинают звучать предложения объяснить агрессорам, что хозяева захваченного ими дома им не враги.

Нечто подобное сейчас предлагается украинцам. Как только встал вопрос защиты украинского информационного и культурного пространства, сразу же начался шум о необходимости диалога. Украинцам советуют учитывать обстоятельства, вкусы большинства, "духовные связи" и скрепы. Апеллируя к воле большинства зрителей, к рыночной конъюнктуре, борцы за "свободоязычие" в украинском теле и радиоэфире намекают на ту же неполноценность. Мол, не время сейчас в Украине думать об украинском. Более того! Украинский язык не будет воспринят большинством отечественной аудитории.

Стоит посмотреть на Крым, чтобы увидеть, как за триумфом "воли большинства" приходит разрушение ценностей субъектного меньшинства. Надо понять, что разговоры о бессмысленности отстаивания себя являются той отмычкой, с помощью которой враг приходит в наш дом. Если сознательное меньшинство не имеет механизмов защиты, оно рано или поздно окажется в ситуации, где любое сопротивление будет опасным. В Крыму субъектность крымских татар не была защищена государством. Они отстаивали себя, боролись, но ключевым при принятии стратегических решений всегда было большинство. Его страхи, иллюзии, ненависть и желание жить в неукраинской Украине. Сегодняшние оккупированные территории - это результат ошибок в национальной политике, расплата за заигрывание с манипулированным инертным большинством.

Не стоит повторять ошибки прошлого и отказывать сегодня в субъектности украинцам. На украинской земле. В Украинском государстве. Мы уже имеем ситуацию, при которой украинское национальное пространство в Украине надо защищать. Еще шаг и вполне может случиться, что на украинских руинах кто-то совсем чужой соберется строить очередной оккупантский алтарь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать