Дуче ли Екатерина?

Беда с этими памятниками. Хуже хрущёвок. Не успеют войти в привычку, как надо сносить по причине несоответствия стандартам эпохи. Вроде бронзового генерала Роберта Э.Ли, которого сместили с постаментов по всей Америке за расистское поведение, не имеющее срока давности. Сместили с большими эксцессами в умах и на улицах городов. Ведь на геройстве Ли, знаете ли, выросло не одно поколение офицеров армии США. Он, конечно, останется с ними, иначе не сохранишь военную историю, но мирные улицы покинет. Улицы предпочитают суету современности и принадлежат Ку-Клукс-Клану, белым супрематистам и чернокожим активистам, схватившимся за и против Ли. Победила демократия. Генерал спешился и сошел с постаментов, как статуя мольеровского командора, приглашенного Дон-Жуаном на ужин.
Гром шагов каменного гостя растревожил и муниципальную тишь итальянского городка Больцано-Боцен, где, пребывающая в неге итало-немецкой дружбы местного населения, сохранилась реликвия – барельеф Бенито Муссолини. Да, того самого Дуче, победившего мафию Сицилии фашистскими методами и желавшего восстановить Римскую империю вместе с Третьим рейхом. Поскольку итальянцы привыкли совмещать в своей истории цезарей и помпеев, то они и сейчас не бросились сносить барельеф, вмонтированный во внушительное здание финансового учреждения. Поверх высеченного из камня диктаторского слогана «Верить, повиноваться и сражаться» разместили светящуюся надпись – цитату исследователя тоталитаризма, философа Ханны Арендт: «Никто не может заставить человека повиноваться». Событие ноября 2017 года осветили еще и многие мировые издания, увидевшие в драпировке прошлых ценностей нынешними мировоззренческими тканями путь к победе в нашей вечной войне с памятниками.
В Одессе это особенно интересно. Тут существует прóклятое для памятников место, прямо за спиной нерушимого Дюка. Контрреволюционер французского происхождения Эммануил Иосифович Ришелье третий век стоит на радость всем режимам, а в ста метрах от него постоянно мелькают символы эпох. То Екатерина II, то Карл Маркс (не путать с нашим генералом Марксом, который тоже был за революцию, но Никандр), то серп и молот в виде композиции, то Адольф Гитлер, то потемкинцы (их приветствовал наш местный Маркс) то снова она – Катерина. Как быть сейчас, когда Катерина не катит времени и людям? Ведь не возить же туда- сюда «Потемкинцев», по предложению некоторых «умов»? Тем более, когда не по силам снять пророссийского мэра, то, хотя бы, сместим памятник русскому миру. Вот в чем задача.
Конечно, хорошо бы решить ее, как итальянцы, и как показано, на этом вольном коллаже. Но, думаю, опыт афроамериканского большинства в борьбе с изваяниями нам ближе. Во-первых, менее затратный и без выкрутасов, во-вторых – революционный.