Перейти к основному содержанию

Еще одна разновидность «нравственного помешательства» возвращается в Украину?

16 августа, 11:46

Казалось, это явление уже отошло в прошлое. По крайней мере навсегда сошло на маргинес. Казалось, что активность гражданского общества, принятие соответствующего законодательства и жестокий опыт сопротивления российской агрессии сделали невозможным публичную активность этой категории лиц с паспортами граждан Украины. Однако... Синхронно с активизацией «пятой колонны» чуть ли не по всей стране, с откровенно антигосударственными пропагандистскими выступлениями определенных «политиков» и «экспертов» в целом ряде СМИ, с ростом числа убийств и «самоубийств» фронтовиков АТО и усилением внешнего давления на нашу страну (и не только со стороны России) вновь вынырнули и они. С циничной апологией насилия, с единством слова и дела.

Догхантеры

Слово это и явление, которое оно обозначает, пришло к нам из России, где после 2010 года уничтожение бездомных собак «волонтерами», объединенными «идеей очищения городов», приобрело значительные масштабы. И что бросается в глаза: сообщества догхантеров, которые действуют в десятках российских населенных пунктов и имеют собственные интернет-форумы, не встречают сопротивления со стороны властей. Только когда насилие переходит границы, когда возникают публичные скандалы по поводу размещения в интернете сцен убийства животных или когда жертвами становятся собаки местных властей, наблюдается хоть какая-то реакция со стороны полиции и прокуратуры. Однако далеко не всегда. Российский публицист Андрей Лошак рассказал об одном сайте (такие ресурсы постоянно меняют имена), «где какой-то «охотник» хвастался, что завалил тысячного «блоховоза», накормив его «вкусняшкой». Ну, и в качестве «призовой игры» отравил еще двух. Фотографии животных прилагались. «Бегите на радугу, пушистики!» - со смайликами поздравляли «юбиляра» догхантеры». И никакой реакции со стороны власти, отмечал Лошак, хотя при желании любого могут обвинить в пропаганде насилия, экстремизме и т.п. А здесь - есть и фото и видео, однако нет властной реакции. Почему? Ведь выводы квалифицированных специалистов, как вот этот, принадлежащий заместителю директора научного Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского в Москве Зурабу Кекелидзе: «Подобные проявления говорят о психических отклонениях. Есть два варианта. Первый – человек, отстреливающий собак, вероятно, болен серьезным психическим заболеванием и нуждается в принудительном лечении. Второй, наиболее вероятный, - это проявление морального помешательства. Это означает, что у человека отсутствует понятие морали. С такими людьми абсолютно бесполезно обсуждать, что морально, а что аморально. А проявляется такое отклонение у людей тогда, когда общество подобным явлениям ничего не противопоставляет. Когда обществу все равно». Что ж, диагноз поставлен, а власть РФ - молчит. Не потому, что автор диагноза имеет «неправильную» с точки зрения постсоветских высокопоставленных персон фамилию? «Грузин, бля...»

По какому-то удивительному стечению обстоятельств в Украине догхантеры как определенная организованная сетевая структура появились после получения президентского поста Виктором Януковичем. Особенно развернулись они, по их собственному признанию, во время «очистки» Киева и других городов перед Евро-2012, когда были убиты сотни собак. СМИ писали, что на помощь своим «братьям» тогда прибыли догхантеры из РФ. И, что интересно, догхантеров поддержали некоторые экологи, например Владимир Борейко, который назвал их деятельность «народной партизанской войной с собаками» и обвинил во всех собачьих бедах... зоозащитников.

Конечно, проблема под названием «бездомные собаки в городе» действительно существует. И существуют факты агрессивных нападений стай одичавших собак на людей. Поэтому решать ее надо. Однако жертвами «народной партизанской войны» чаще всего становятся или стерилизованные и неагрессивные бездомные собаки, или чьи-то домашние любимцы. Конечно, не стоит пока ждать полной статистики по этому вопросу, однако зоозащитники пытаются ее вести хотя бы по отдельным городам. Такая ситуация закономерна: ведь даже в случае, когда догхантеры разбрасывают фарш, начиненный ядом, только в тех местах, где бродят агрессивные псы, его почти гарантированно будут есть и неагрессивные стерилизованные и домашние собаки, и кошки, и птицы (в первую очередь вороны и галки). Причем уничтожить стерилизованных и привитых от болезней собак с красными или голубыми ошейниками куда легче, чем агрессивных собак, потому что они охотно подходят к людям и берут у них еду, помахивая хвостами...

То есть Борейко прав - догхантеры действительно ведут «партизанскую войну», только не «народную», а «сталинскую», по методу «лес рубят - щепки летят». Только «щепок» едва ли не всегда больше, чем «леса» (даже если считать приемлемыми способы действия и идеологию догхантеров, а они, на мой взгляд, категорически неприемлемы в нормальном обществе). Скажем, несколько лет назад у нас на Русановке четверо щенков покусали маленького ребенка, который с радостными криками подбежал к ним, когда они что-то ели. В ответ «партизаны» отравили не только этих щенков (которых по возрасту еще не успели стерилизовать), но и вдвое больше послушных стерилизованных собак, которые жили в совершенно другом месте, неизвестно сколько котов и по меньшей мере одного хозяйского пса. Хотя во всем виновата была бабушка того ребенка, которая заболталась с соседкой и не обратила внимания на то, что ребенок делает то, чего нельзя делать ни в коем случае даже с хозяйскими собаками - то есть с криками бросается к ним во время еды.

Еще раз повторю: проблему бездомных собак в городе следует решать. «Не бродячих» - таких абсолютное меньшинство, а именно «беспризорных». Ведь собаке по ее сущности нужен дом, который она будет охранять, и хозяин, которого она будет любить и защищать. Беспризорные псы пытаются найти такой дом - или на стройке, или на базаре, или у торгового комплекса. Что же касается бродячих собак, которые порой сбиваются в стаи, то они ведут такой образ жизни не по своей воле. Так сложились плохие обстоятельства. Мне известен случай, когда пес за несколько месяцев прошел весь Киев в поисках, разыскивая и найдя квартиру своих хозяев. Те выехали из Киева (почему и отдали собаку), однако новые хозяева квартиры приютили пса, и он жил долго и счастливо. Получается, что и не все действительно бродячие собаки - это зло...

Но вернемся к догхантерам как российскому общественному явлению, которое имело и имеет отголоски в Украине. Еще раз подчеркну: в нынешней РФ такое невозможно без участия или по меньшей мере доброжелательного поощрения со стороны властей. Такая публика была нужна, потому что, как отметил Андрей Лошак, в начале 2013-го, когда писал об убийствах животных догхантеров: «Однажды переступив эту черту, остановиться будет уже трудно». Через год тех, кто «переступил черту», бросили в бой - в СМИ и социальных сетях было немало сообщений о российских догхантерах, которые воюют на Донбассе против Украины. Было и немало сообщений о том, как боевики «ЛДНР» используют животных для тех или иных диверсий с использованием взрывных устройств. И наоборот: демобилизовавшись, многие из украинских воинов брали домой щенка или котенка из тех, которые нашли приют на их боевых позициях. С моей точки зрения, это все не случайно. Поэтому казалось, что точки над «і» расставлены. Но...

Но из каких-то щелей в Украине снова вылезли и снова активизировались «свои» (действительно ли свои?) догхантеры. Убийцы тренируются, пока что на собаках?

P.S. В англоязычном мире dog hunter - это охотник, который охотится вместе с собакой. Как слишком часто, в российской традиции нормальное понятие изменило свой первоначальный смысл до неузнаваемости. Не пора ли «депортировать» этот смысл на его «историческую родину», очистив Украину от явления, которое обозначено указанным словом? Параллельно с терпеливым, шаг за шагом, решением вопроса о жизни бездомных собак?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать