Перейти к основному содержанию

Еще раз о фальшивом «знамени победы»

Несмотря на законодательно закрепленную в Украине и в значительной мере уже реализованную декоммунизацию, несмотря на протесты патриотической общественности, несмотря на акции со стороны правых радикалов то тут, то там на публичных мероприятиях, связанных с памятью о Второй мировой войне и ее солдатах, появляются «серпасто-молоткастые» красные флаги. Мотивация этих действий стандартная — это же святое, это не коммунистическая пропаганда, а копии того «знамени победы», которое было водружено над Рейхстагом в Берлине, символы победы над фашизмом!

Что ж, попробуем разобраться. Для этого обратимся к в свое время действующему закону «Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», скопированному из соответствующего российского закона. Итак: «Знамя Победы является символом победы советского народа и его армии и флота над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Внешний вид копий Знамени Победы должен соответствовать виду штурмового флага 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии».

Уже на этом этапе возникают серьезные вопросы. Нормальные парламенты пользуются в своих документах научной терминологией. А с точки зрения политической науки, не в Германии руководила фашистская партия, а в Италии. В Германии у власти была партия нацистская, национал-социалистическая (отсюда и флаг красный, и 1 мая — государственный праздник, и «социальное соревнование» среди трудящихся...). Так и писать следует — «нацистская Германия». Это в кухонном разговоре можно назвать французских или венгерских коммунистов большевиками, но в официальных документах — нет, потому что большевизм — это сугубо российское явление (не случайно Коминтерн в свое время бился-бился над «большевизацией» своих европейских секций, а затем оставил это безнадежное занятие). Теперь о «советском народе». Это юридически ничтожный термин, поскольку в правовой системе Украины он никогда не присутствовал. Где этот народ живет или жил? Кто в него входит или входил? Если украинцы были (или даже есть) составляющей этого народа, то какое право они имеют на независимость, а Верховная Рада — на принятие законов? Если же украинцы — отдельный народ, почему на государственном уровне они должны отмечать победы этого народа? А еще стоит показать на карте государство-победителя, где этот народ живет...

Однако дело не только в этом. Войну с гитлеровской Германией вели Объединенные Нации — и именно они одержали победу. Но так было в реальной истории. А в той, где фигурирует «знамя победы» с серпом и молотом, получается совсем другое. Или, может быть, в те годы с Объединенными Нациями СССР не имел ничего общего? И, скажем, поляки, воевавшие с нацизмом почти 6 лет и чей флаг в мае 1945-го, кстати, развевался над берлинским Рейхстагом, на празднике победы вообще незваные гости?

Если разобраться, то все упирается в приказ товарища Сталина от 9 мая 1945 года: «8 мая 1945 года в Берлине представители Верховного Командования подписали акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена... В ознаменование полной победы над Германией сегодня, 9 мая, в День Победы, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Красной Армии, кораблям и частям Военно-Морского Флота, которые одержали эту блестящую победу, тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий». И пусть кто-то рассказывает, будто бы «холодную войну» начал злонамеренный Черчилль, — на самом деле ее проанонсировал Сталин, день в день с окончанием Второй мировой войны в Европе публично плюнув в лицо всем тем народам, которые сражались с нацизмом, несмотря на не слишком благоприятные обстоятельства, тогда, когда СССР был «нотариально заверенным» другом и союзником Германии и Италии, имея с обоими (с Италией — еще с 1933 года) соглашения о дружбе.

Наконец: что такое «штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии»?

На самом деле никакого такого флага никогда не существовало. Было девять одинаковых копий флага СССР, изготовленных в полевых условиях во время боев за Берлин политотделом 3-й ударной армии. Их раздали в дивизии: какая первая прорвется к району Рейхстага, та и поднимет над ним флаг. 150-й стрелковой дивизии достался флаг №5. А тем временем бойцы и офицеры этого и других соединений изготовили самостоятельно сотни флагов, которые также стремились установить над Рейхстагом. И установили! Но... совсем не тот флаг из числа девяти...

Первыми прицепили к зданию Рейхстага (не к куполу, а к одному из подъездов) красный флаг 30 апреля 1945 года в 14:25 лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов (150-я дивизия). Об этом событии командарм 3-й ударной генерал Василий Кузнецов вполне правдиво доложил по телефону командующему фронтом маршалу Жукову: «На Рейхстаге — красный флаг! Ура, товарищ маршал!». Жуков быстренько доложил Сталину, при этом, по привычке, сильно приврав (вот что продиктовал Жуков): «Продолжая наступление и ломая сопротивление противника, части 3-й ударной армии заняли главное здание рейхстага и в 14:25 30 апреля 1945 года подняли на нем советский флаг... ». Оцените сами умения «маршала победы» в нужный момент говорить нужные вещи «вождю всех народов»... Но ведь, если пошла наверх информация о выдающейся победе, отступать некуда. Перед бойцами (а их в батальонах осталось по сотне или полтора) командование дивизии ставит задачу: любой ценой немедленно взять Рейхстаг и поднять над ним красный флаг. И эта задача была выполнена. Конечно, не сразу и действительно — «любой ценой». Капитан Степан Неустроев, командир 1-го сводного (из остатков других подразделений) батальона свидетельствовал потом, что на выполнение строгого приказа комбаты стали отправлять одиночек-добровольцев с флагами в Рейхстаг, чтобы закрепить флаг на колонне парадного входа, где его могли бы сфотографировать и передать фото в штаб. Погибли все. И только ночью, в 22:40 капитан Владимир Маков, старшие сержанты Алексей Бобров, Гази Загитов, Александр Лисименко и сержант Михаил Минин (171-я стрелковая дивизия) подняли большой флаг на крыше Рейхстага, прицепив его к скульптурной композиции «Германия». Одновременно большое число небольших самодельных флагов были подняты на крыше и вывешены из окон здания, в котором продолжал идти бой.

Так что настоящим «флагом победы» является тот, который был установлен группой «маковцев» — флаг, который потом куда-то исчез и не дошел до наших дней.

Сразу после «маковцев» на крышу перевесили свой флаг те, кто первыми прицепили его к зданию Рейхстага. Вот кто в конечном итоге поднялся с ним на крышу: бойцы и сержанты Иван Лысенко, Виктор Правоторов, Степан Орешко, Павел Брюховецкий, Михаил Габидуллин, Михаил Пачковский, Григорий Булатов и лейтенант Сорокин. Сам же флаг был продуктом импровизации разведчиков, сделанным из содранного с перины немецкого генерала красного наперника.

Понятное дело, все эти флаги в глазах командования и политотделов не были достойны почетной роли. Ведь они были самодельными и их установили «неправильные» знаменосцы (подумать только: татары, казахи, украинцы, кубанцы!). «Правильными» же, заранее определенными знаменосцами стали сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария, в недавнем прошлом — «верхтухай» из войск НКВД (как же без соотечественника товарища Сталина?), которые участия в штурме не принимали и двинулись вперед только на завершающем этапе операции, когда понадобилось поднять именно флаг №5. Но поскольку сами знаменосцы были небольшого роста и не очень крепкими ребятами, флаг (а вместе с ним — и Кантария) тащил на себе лейтенант Алексей Берест, командовавший группой прикрытия, на ходу умудряясь одновременно еще и метко стрелять (ведь в Рейхстаге было еще немало вражеских солдат). Сначала флаг №5 появился на фронтоне главного подъезда Рейхстага, затем — по указанию руководства политотдела — уже в начале мая его перевесили на купол. Комбат Неустроев в одном из последних своих интервью уточнил, что установлен флаг этот был между 3-м и 4-м часами ночи 1 мая, то есть после флага «маковцев» и десятков других флагов. Это не умаляет подвига лейтенанта Береста, который, собственно, и обеспечил установление этого знамени (не получив за это должной награды — только орден Красной звезды, Жуков лично вычеркнул его из списка представления на звание Героя), но и не делает флаг №5 реальным символом взятия Берлина...

Иными словами, то, что официально называется «знаменем победы», на самом деле является продуктом советского мифотворчества. И именно этот продукт используется и по сей день 9 мая, и не только в этот день. Поэтому если кто-нибудь действительно хочет вывесить копию настоящего «знамени победы», символа взятия Рейхстага, то должен сначала найти большую краснобокую перину и содрать с нее наперник...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать