Есть ли у Украины чем защищать свое побережье?
Обычно политики и эксперты говорят об угрозе российского наступления на суше – на операционных направлениях Харьков–Днепр, Чернигов–Киев, Луцк–Львов (если наносить удар из Беларуси) и тому подобное. Николай Семена в статье «Крымско-Азовская» война? Вполне возможно…» («День», №1-2, 2022) справедливо напомнил, что Украина, если называть вещи своими именами, очень уязвима с моря – и в чисто военном, и в политико-экономическом смысле. Собственно, «гибридная» война на море уже идет, и началась она не с 2014 года, а раньше, когда российские войска захватили маяки не только в Крыму, но и в Азовском море (Геническ). Мол, маяки принадлежат Черноморскому флоту РФ, и точка! Или еще раньше, во время известных событий вокруг острова Тузла в Керченском проливе…
Но при этом в последние годы президентства Кучмы и в течение президентских сроков Ющенко и Януковича Военно-Морские Силы Украины не только не усиливались, а разрушались. Так, при Кучме и Ющенко безосновательно порезали на металлолом три украинских фрегата, хотя они, по оценкам офицеров ВМСУ, с которыми автор этих строк лично общался, имели потенциал для модернизации. По словам Ющенко, вроде бы договорились о получении трех выведенных из состава US Navy фрегатов типа «Oliver H. Perry», но это не переросло во что-то реальное (а Польша взяла два таких фрегата). Кроме того, еще в начале 2000-х были разработаны береговые ракетные батареи, способные «накрыть» флот потенциального противника, но только в последние годы здесь дело наконец-то сдвинулось с места. При этом создается впечатление, что как власть, так и командование ВМСУ не ожидают нападения со стороны России и надеются на развитие флота в спокойном режиме мирного времени.
Что сейчас имеют в своем составе ВМСУ? Фрегат «Гетман Сагайдачный», находящийся на ремонте и модернизации; бывший ракетный катер «Прилуки», с которого сняты противокорабельные ракеты; четыре патрульных катера типа «Island»; одиннадцать артиллерийских катеров, из них семь проекта «Гюрза-М», то есть способны действовать только в тихую погоду; противодиверсионный катер и рейдовый тральщик. Должны были стать в строй три десантно-штурмовых катера проекта «Кентавр-ЛК», но два из них арестовало ДБР (так как строила их «Кузница на Рыбальском», ранее принадлежавшая Петру Порошенко), с третьим творится что-то непонятное. На испытаниях находится еще один катер типа "Гюрза-М". Заложенный 11 лет назад корвет «Владимир Великий» готов на 17%, его собираются достроить как фрегат с использованием британских или турецких технологий. Вот и все, что строит Украина, имея солидные корабельные традиции. Все остальное строится за границей. Первый корвет типа ADA, строящийся в Турции для Украины, по словам командующего ВМСУ контр-адмирала Алексея Неижпапы, готов на 80%. Вроде бы его достроят в Украине, однако еще не решено, на каком заводе, и в 2024 году он должен войти в строй. Целую кучу патрульных катеров типа «Mark VI» и «Island» готовят для Украины в США, а Великобритания строит два ракетных катера, которые должны поступить в Украину в 2025 году (еще шесть таких катеров запланировано в будущем на украинских верфях).
Ситуации могло бы помочь развертывание береговых ракетных комплексов, но… В 2021 году военным был передан только первый опытный образец берегового ракетного комплекса с противокорабельными ракетами РК-360МЦ «Нептун». На 2022 год запланировано развертывание 65-го ракетного дивизиона ВМСУ в составе шести пусковых установок УСПУ-360 с 24 крылатыми ракетами и такого же количества транспортно-заряжающих и транспортных машин. Первая батарея дивизиона должна стать в строй весной.
Другими словами, для отпора российским агрессорам, которые в последнее время тщательно отрабатывают высадку десантов, ВМСУ не имеют ничего. Артиллерийские катера типа «Гюрза-М» способны вести бой только на близком расстоянии, патрульные катера в этом плане ненамного более боеспособны. Шансы подойти к десантным кораблям противника чуть ли не в упор у них минимальны, если не сказать нулевые (надежда разве что на перманентный русский бардак). На ком лежит ответственность за такое положение дел? По-моему, на обоих главах государства и по совместительству верховных главнокомандующих – и бывшем, и нынешнем. Петр Порошенко навязал ВМСУ катера типа «Гюрза-М», которые выдерживают морские волны не более 2-3 баллов, а по своей скорости и дальности выстрелу 30-мм автоматической пушки неспособны противостоять российским кораблям даже советской постройки. А между тем, альтернатива была. Это быстроходные ракетные катера проекта «Лань». По словам предыдущего командующего ВМСУ Игоря Воронченко, «основой боевого потенциала должен стать ракетный катер типа «Лань», который будет фактором сдерживания агрессора в Черном море». Этот катер по мореходным данным относится к категории ocean going (это не теоретические расчеты: в Николаеве этот проект был переформатирован по заказу Вьетнама как артиллерийский катер. Вьетнам построил уже 4 таких катера океанского типа и 2 облегченного речного. Среди задач катеров – уничтожение десантных кораблей и корветов противника (главный потенциальный противник Вьетнама – Китай) и обеспечение операций основных сил флота. С 2014 года в Украине можно было построить до десятка таких катеров, но… Практические шаги по реализации проекта «Лань» начались только тогда, когда базовой корабельной верфью для них была определена «Кузница на Рыбальском». ВМСУ должны получить три таких катера, но сменился президент, сменился командующий ВМСУ, и «Лань», конечно, была забыта – мол, она слишком мала для установки на ней зенитных средств. Вот глупые вьетнамцы, для них эти катера не маленькие…
Итак, имеем то, что имеем. В Украине есть кому защищать черноморско-азовское побережье. Но чем его защищать, кроме героизма и самопожертвования?
Сергей ГРАБОВСКИЙ