Европа и европейские ценности: исторические параллели и уроки
Как бы ни проходил и какими бы последствиями для Украины ни закончился саммит Евросоюза 15 декабря, какие бы новые дополнения к Соглашению об ассоциации Украина - ЕС (а де-факто - ее изменения) ни выскакивали в будущем, на сколько месяцев (или, может, даже лет) ни откладывалось бы предоставление украинцам безвизового режима и каким количеством условий оно бы ни обставлялось, не надо отчаиваться, а вместе с тем - и «становиться в позу». Сейчас не только евроскептикам, но и ярым еврооптимистам становится понятной очень простая вещь. А именно - что нельзя боготворить Европу и с блеском в глазах произносить слова «европейские ценности» и «европейские принципы политики». И при этом не стоит с пренебрежением – наподобие значительного числа россиян, а особенно их «элиты», - относиться к Европе как таковой и к европейцам вообще, - мол, это «гнилая гейропа», чего от нее еще ждать. Нужна трезвая, рациональная оценка европейских принципов жизни и европейской истории ХХ века, которые в немалой степени у нас идеализированы, а вместе с тем - воля к действиям в правильном направлении, потому что не только нам нужна Европа (имеется в виду прежде всего Евросоюз), но и объединенной Европе нужна Украина, потому что без Украины она неполноценна.
Тот, у кого слова «Европа» и «европейские ценности» вызывают только положительные эмоции, забывает (или не знает) как исторической реальности, так и действующей ситуации. Вынесем «за скобки» инквизицию и конкистадоров - слишком уж давно это было. Однако Европа - это же еще и Европа тупых императоров и президентов, которые инициировали Первую мировую войну, это Европа Гитлера и Муссолини, Даладье и Петена, Чемберлена и Салазара, это Европа коммунистических диктаторов - Пика и Хонекера, Червенкова и Ракоши, Николае и Елены Чаушеску, Энвера Ходжи и Клемента Готвальда... Это Европа «идейных» террористов из «красных бригад» и RAF, которые с удовольствием убивали «буржуазных свиней» - банковских клерков, рядовых полицейских, профсоюзных активистов, просто прохожих. Это Европа, которая была начинена в свое время платной и идейной агентурой НКВД, МГБ, КГБ, «Штази» и «Секуритате», а сейчас начинена агентами ФСБ и СВР России. Это Европа, где в ряде государств до сих пор действуют достаточно влиятельные сталинистские компартии - и этот вид тоталитаризма далеко не везде считается страшным злом, как нацизм и фашизм.
В настоящее время процесс ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС не просто затормозился, а находится под угрозой срыва из-за позиции не только правительства и парламента, но и подавляющего числа активных граждан «страны тюльпанов» - Нидерландов. Украине это государство выставило унизительные требования в ультимативной форме, а вдобавок еще и просит лидеров ЕС «ограничить действия Украины на саммите Евросоюза». Казалось бы, от такого цивилизованного и хорошо устроенного демократического государства ничего похожего нельзя было ждать. Однако посмотрим на историю, на Нидерланды времен Второй мировой войны, и нам по поведению голландцев в тогдашней, как говорят философы и психологи, «пограничной ситуации» между жизнью и смертью многое станет ясно...
Нидерланды - это не только несокрушимая королева Вильгельмина, которая отказалась подчиниться нацистским оккупантам в 1940 году, покинула страну и возглавила правительство в изгнании; королева, чье имя стало синонимом нидерландского Сопротивления. Это не только замученная в концлагере нацистами Анна Франк, автор ныне знаменитого на весь мир дневника. Это не только многочисленный торгово-пассажирский флот, который во Вторую мировую войну обеспечивал немалую часть перевозок войск и техники Объединенных Наций. Это еще и генерал Гендрик Зейффардт, глава полиции оккупированных Нидерландов, который возглавлял отлов и отправку в лагеря смерти лиц еврейского происхождения и участников Сопротивления. Это и 40 тысяч добровольцев, воевавших в дивизиях Ваффен СС «Викинг», «Норланд», «Недерланд» и других формированиях. Причем пошли они туда не под «давлением несокрушимых обстоятельств» (формула Нюрнбергского трибунала), как, например, украинцы в дивизию «Галичина» в силу угрозы восстановления сталинского террора, а по собственному идейному выбору, действительно добровольно.
Конечно, это все происходило не вчера и даже не позавчера, однако существуют определенные инварианты национальной жизни, которые могут снова и снова вылезать на свет в случае, если целенаправленно не работать над преодолением негативного прошлого. Разве отношения власти и значительной части общества Нидерландов в Украине - это не превосходство «истинных арийцев» относительно каких-то там «восточных дикарей», «унтерменшей»? Конечно, голландцы категорически будут отрицать наличие у них такого отношения - но их поступки наглядно доказывают, что на подсознательном уровне интенции такого рода остались не только у жителей провинции (где больше всего противников Ассоциации Украина - ЕС), но и в политической среде. Именно поступки, какими бы красивыми словами они ни прикрывались и как бы ни хотели этими словами оправдать себя местные политики, которые, убежден, не могут не чувствовать, что делают что-то не то, но в силу озабоченности следующими выборами идут вслед за настроениями толпы и предпочитают не вспоминать о принципах, на которых строился Евросоюз...
Но, подчеркиваю еще раз, не надо ни паниковать, ни брезгливо отворачиваться от Европы. И ни в коем случае нельзя капитулировать перед теми, чьи личные европейские ценности готовы вылиться в новейшее повторение в той или иной форме «мюнхенского сговора» 1938 года с тоталитарными диктаторами за счет демократических национальных государств. Да, это капитулянтство и предательство - тоже Европа, тоже одна из ее ценностей - «только не трогайте нас, а мы вам дадим за это какие-то подачки, одну за другой». Однако из той же истории мы знаем, что в 1940-41 годах (когда СССР был союзником Германии и Италии, имея с обеими соглашения о дружбе) демократическая Европа фактически один на один достойно противостояла силам агрессии. Были, конечно, капитулянты, были квислинги разного рода, однако было и Движение Сопротивления, была несокрушимая Великобритания, были добровольческие силы из оккупированных стран, воевавших с силами зла во всем мире. Это тоже Европа.