Перейти к основному содержанию

Гипнотическая слепота и мучительное прозрение

В марте украинцев снова ждут выборы президента. Осознают ли журналисты свою ответственность перед страной в формировании информационного поля?
15 января, 20:08

Луганский опыт... 1999-й год. Выборы президента. Я на первом курсе университета – время, когда действительность не только воспринимается близко к сердцу, но и факты, слова и картинки глубоко врезаются в память. И главная картинка, безусловно, поступает из телевизора. А там – «батл» между двумя основными претендентами на пост главы государства. И уже начиная с этой искусственно навязанной позиции, мол, выбор разгорается лишь между Кучмой и Симоненко, начиналась манипуляция. Возможно, я не все тогда понимал, но, заранее сделав для себя свой иной выбор, остро эту манипуляцию чувствовал. Выбор был шире. Более того, выбор был качественнее. И самое главное, этот выбор нужно было делать вовремя. Далее, как показала последующая двадцатилетняя история, нас ожидала пропасть коррупции, клановости, окончательного укрепления олигархата, а в итоге потрясение, майданы и война... Война, которая стала для меня, как и для тысяч украинцев, достаточно реальной. И когда российские танки уверенно ездили по асфальту моего Луганска, я часто вспоминал, как перед выборами 1999-го Леонид Кучма назначил главой Луганщины пророссийского персонажа Александра Ефремова. Последний в 1999-м году (как и Виктор Янукович в Донецкой области) сделал все, чтобы обеспечить Кучме голоса во втором туре в своей вотчине. Вспоминал, как еще в 1994-м году тот же Кучма взывал о тесных отношениях с Россией и о введении двуязычия. То было время, когда СМИ превратилось в винтик циничной и масштабной системы влияния на массы. Влияния государственнического? Национального? Нет. Влияния, где существовали личные интересы олигархов с одной стороны, и интересы Кремля с другой. Как оказалось, интересы Кремля выходили за пределы отдельных карманов. Империя готовилась к наступлению.

Тогда, в конце 90-х появились большие деньги и журналисты легко превращались в карманные армии. А голодный люд так погрузился в псевдореальность, которую предложила ему машина пропаганды, что даже не заметил, как оказался перед пропастью, как его уже начали бить, издеваться, доводить до нищеты, чтобы голос избирателя обходился не в сумму убеждений, а в себестоимость продуктового набора. Помню, как за год до тех выборов на День независимости в 1998-м году «Беркут» бил и издевался над шахтерами в самом центре Луганска. Затем эти избиения будут экстраполированы на всю страну, а заигрывание с Москвой, которая с конца 90-х на Донбассе заняла уверенные позиции благодаря упомянутым фамилиям, превратятся в реальное военное оккупационное вторжение. И снова перед пушками шли «телевизионные войска». Но уже российские.

При Кучме нам, уроженцам востока Украины, начали внушать нашу обособленность от Западной Украины. Слово «бандеры» активно начало использоваться вовсе не с 2014-го года. В начале 2000-х разделенная на три региона карта, которую с экрана телевизора демонстрировали пророссийские силы, четко проходила по линии удара Москвы (так называемый «юго-восток»). Сначала удара информационного, а затем и военного. Но если в Киеве собираются в один столичный сплав представители разных регионов, то на Донбассе в большинстве случаев люди не выезжают даже за пределы своего районного центра. Для них связь с миром оставалась и остается через телевизор.

Существует медицинский термин – гипнотическая слепота. СМИ имеют огромный арсенал для внушений. Для этого прежде всего нужно отвлечь внимание от главного, от значимого, от первоочередного. Нужно, чтобы народ забылся. И когда гусеницы российских танков с георгиевскими лентами выковыривали тот же асфальт моего родного города, остро ощущалось, что такое могло произойти только во время неожиданного пробуждения. Но пробуждения уже в ловушке.

Газета «День» этот год обозначила годом «100-летия Воссоединения – проекта внутриукраинской интеграции», сделав акцент на необходимости внутреннего единства. Но возможно ли единство в условиях, когда конкретные силы, которые большей частью до сих пор не разорвали свои отношения с Кремлем, продолжают разрывать сознание украинцев? Выборы в этом плане становятся еще одним испытанием, когда интересы олигархов становятся выше интересов национальных и государственнических. Тем более трудно назвать телеканал или другой медиаресурс, который бы не принадлежал тому или иному олигарху. Истерика, эмоция, порыв – это те точки, куда в очередной раз будут бить такие СМИ. Дискуссия, дебаты, предложения – это то, что заставляет задуматься, а значит, провоцирует выходить из состояния упомянутой гипнотической слепоты. Разве нужен такой избиратель кандидатам, у которых на кону стоит власть и миллиарды?

Главный редактор портала Ліга.net Борис Давиденко недавно опубликовал свою статью «Каша в наших головах. При чем тут Ахметов-Коломойский-Фирташ». В ней он довольно убедительно заметил, что общество достаточно гипертрофированно воспринимает внешнюю информацию. Можно сказать, что общество, пребывающее в состоянии постоянного стресса и раздражения, склонно не замечать одно и при этом преувеличивать другое. За основу Давыденко взял результаты предложений 25 тысяч авторов под постом в facebook кандидата в президенты Владимира Зеленского, предложившего изложить свои основные пять проблем, которые их волнуют. Борис Давиденко делает вывод, что у многих украинцев «нет и намека на критическое мышление, им свойственны чересчур упрощенное представление о политическом устройстве страны, непонимание экономики, черно-белый взгляд на вещи, неприкрытое недоверие к любым институтам власти и ненависть к людям, эту власть представляющим». Приятно, что пусть с опозданием, но появляются и такие материалы, и такие журналисты, которые доносят наконец-то правильные вещи. Ведь речь идет о болевых точках, слабых местах миллионов украинцев.

Итак, имеем глубоко искалеченное сознание львиной доли общества, а значит электората, избирателей, которые скоро пойдут на выборы и проголосуют. А перед тем, вместо анализа, с пеной у рта они же будут защищать собственные симпатии и выливать гнев на тех, кто для них олицетворяет причину их бед. И в этом им в который раз будут активно помогать вездесущие медиа.

История часто ходит по кругу. Иногда история ходит по порочному кругу, когда народ не удосуживается делать надлежащие выводы и исправлять собственные ошибки. Двадцать лет назад у украинцев появился шанс сделать правильный выбор. От этого зависело будущее и народа, и страны. Однако вместо того, чтобы сконцентрироваться на президентских выборах в 1999-го году на поддержке профессионала и государственника, люди бросились выбирать «из двух зол» - Леонида Кучмы и Петра Симоненко. И в этом им «помогли» в том числе журналисты. А возможно, прежде всего журналисты, создававшие фон, ауру, условия, информационную среду, в которой реальность искажалась и простой избиратель нырял в иллюзион, где уже и сам становился частью манипуляций. В 1996-м году политтехнологи больного Бориса Ельцина с его тотально низким рейтингом сделали все, чтобы напугать россиян «красной чумой» в лице Геннадия Зюганова. Это, с прибавкой административного ресурса, спасло голоса за тогдашнего президента РФ. По этой же схеме уже в 1999-м году в Украине был «раскручен» коммунист Петр Симоненко, который сделал все, чтобы отвлечь внимание избирателей от реальных конкурентов Кучмы и в конце концов внушить обычным гражданам – если не Кучма, то тогда возвращение в советское прошлое. Обычная политтехнология, манипуляция. Этакая игра в наперстки общегосударственного масштаба, где шарик всегда в рукаве у шулера. Но опять же, именно журналисты стали инструментом такого одурачивания миллионов украинцев.

Еще в 2005-м году главный редактор газеты «День» Лариса Ившина в своем интервью «Телекритике» сказала:

«Политики знают, кто на что способен, за сколько, через кого и что можно «вбрасывать». Знают, где и на что нажимать, чтобы продвигать нужную им информацию... Опять найдутся политтехнологи, которые не дадут подняться никаким новым свежим людям. Разве это не во вред обществу? Когда те, кто решили создать новую партию и пойти на выборы, не попадают туда из-за работы технологов и ангажированных СМИ... Они перекроят электорат таким образом – в том числе и с помощью телевидения – что вы никогда не попадете в парламент. Что бы вы ни предлагали и каким бы умным ни были». (Лариса Ившина: «Журналистика, безусловно, ответственна за создание искаженной системы координат» https://telekritika.ua.)

Прошло двадцать лет со времени тех роковых выборов 1999-го. Через считаные месяцы нас вновь ждут выборы президента страны. Только теперь уже второй раз во время войны. Осознали ли журналисты ответственность за собственную роль в формировании мнений, убеждений и, в конце концов, выбора простого народа?

Приглашаем к продолжению дискуссии.

Вниманию читателей два знаковых материала от главного редактора газеты «День» Ларисы Ившиной:

Ночь выборов 1999-го

https://day.kyiv.ua/ru/video/noch-vyborov-1999-go

Лариса Івшина: «Журналістика, безумовно, відповідальна за створення спотвореної системи координат»

https://day.kyiv.ua/uk/article/top-net/larisa-ivshina-zhurnalistika-bezumovno-vidpovidalna-za-stvorennya-spotvorenoyi

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать