Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Главная задача на 2016 год

12 декабря, 09:12

Как показывает весь двадцатичетырехлетний опыт восстановленной государственности Украины, высшее руководство часто действует так, словно впереди у него еще целые десятилетия для политических и экономических экспериментов над подвластным народом.

В условиях тотальной нестабильности и абсолютной неопределенности расшатывается одновременно и вера рядовых украинцев в то, что в нашем государстве вообще что-то можно изменить к лучшему.

Вторжение России в Украине отодвинуло на задний план одно из важных требований Революции Достоинства - демонтаж олигархической системы.

Но все, что происходит сейчас в Украине, очень напоминает титанические усилия привить древу властной олигархии демократию. Почему-то при этом искренне надеясь, что однажды она может прижиться. Что из этого следует, мы все видим.

Украинцам так и не была предоставлена свобода действий, а реальные возможности для экономической самодеятельности населения так и остались на уровне намерений и благих пожеланий.

Как искоренить коррупцию в искусственно сформированном обществе бедных людей? Олигархам необходимо отсутствие свободного рынка в Украине и наличие низкооплачиваемых экономических «рабов», которых очень просто во время выборов можно будет обмануть с помощью дешевого популизма.

Но осознает ли президент Порошенко, какие «Авгиевы олигархические конюшни» ему нужно будет очистить? Ведь олигархическая система настолько пронизала метастазами коррупции и вседозволенности для «избранных», что даже у политического Геракла может не хватить сил.

С моей точки зрения, 2016 год непременно должен стать первым годом, когда украинцы почувствуют положительные последствия реформ. Пусть они будут и маленькие, но ощутимые.

Если попытаться кратко сформулировать задачи для Украины на следующий год, то это - избавиться от олигархии, коррупции, кумовства и всех тех негативов, которые не дают ей возможности вырваться из замкнутого круга перманентной стагнации.

Сейчас у нас существует подобие конкуренции олигархов за свое «место под солнцем». Возможно, это не автократия при Кучме и Януковиче, но в подобных условиях Украинское государство никаких перспектив на будущее не имеет.

Поэтому без деолигархизации ни о каком проевропейском и прозападном развитии Украины речи идти вообще не может. Ведь Запад дает кредиты на развитие нашего государства, а не олигархам на их роскошную жизнь.

В то же время для того, чтобы обеспечивать высокие социальные стандарты, в государстве должны быть созданы сначала эффективные прозрачные механизмы управления. Пока этого нет, о каких социальных составляющих можно говорить вообще?

Прежде всего необходимо начать быть честными перед самими собой, ведь все эти министры, нардепы - на что они живут? Неужели на 200 или 300 долларов в месяц официальной зарплаты?

Как же эти люди могут утверждать, что они «борются с коррупцией»? Как они могут бороться с олигархами, которые их кормят и интересы которых они лоббируют?

Поэтому не зря вице-президент США Джо Байден назвал их раковой опухолью. А, как известно, опухоль можно только вырезать.

Можно, конечно, возразить. Мол, в чем проблема? Чем ниже уровень жизни и недовольство властью, тем реальнее изменить все революционным путем.

С одной стороны, это действительно так. Но нужна ли Украине еще третья революция. Может, все-таки лучше уже сегодня найти механизмы и действенные методы превращения олигархов в просто богатых бизнесменов?

Ведь полуреформы, которые мы можем наблюдать в нашей стране, это только продолжение старой практики имитации изменений старой олигархической системы, призванной и законсервировать все так, как это было раньше.

Поэтому главными задачами для украинцев на 2016 год должна была бы стать деолигархизация и то, каким образом заставить политические и экономические элиты изменить свои мотивы подходов к функционированию и развитию Украинского государства.

Здесь проблема не только в государстве и выполнении (не выполнении) его законов. Эта проблема гораздо сложнее. И только комплексный подход сможет решить эту проблему.

Ведь казалось, что первым шагом к полноценному функционированию партий в Украине способно стать введение закона о финансировании партий из госбюджета. И хотя звучит это непопулярно, но без этого никак.

И здесь мы сразу же натыкаемся на подводные камни. Как этот закон повлияет на владельцев партий, когда теперь вместо них бюджет Украины будет платить за их содержание?

Ведь совершенно очевидно, что свои «специфические» подходы к ходу политического процесса они не захотят менять. И списки (даже в местную власть) будут формировать они.

 При этом финансироваться будут только парламентские партии, а в парламент способны попасть только те партии, которые могут себе позволить рекламу на телевидении. А рекламу на ТВ себе могут позволить только партии, которые хорошо финансируются.

Хорошо финансировать партии может позволить себе только олигарх. Таким образом получается, что финансирование партий из государственного бюджета в итоге уменьшает расходы олигархов на их политическое прикрытие.

К изменениям может привести только давление общества. А для начала общество должно изучить прошлые уроки и усвоить базовые постулаты: нельзя избирать во власть ни олигархов, ни ставленников олигархов. Нельзя избирать во власть моральных релятивистов любого сорта и никаких «любых друзив».

И требования к тем, кому общество предоставляет собственные полномочия, должны быть чрезвычайно высокими. Это для начала.

Олигархи потому и формируют избирательные списки, что в Украине действуют фактически не партии, а феодальные группировки, которые называются партиями.

А феодальные они потому, что все финансирование «партий» завязано на лидере партии. Поэтому у нас «персональные» партии (блоки). Блок Тимошенко, блок Порошенко, Удар Кличко и т.п.

Так не стоит ли эту ситуацию переформатировать таким образом, что, если партия под руководством какого-то лидера проиграла выборы (или достигла плохого результата), лидер уходит в отставку.

Партия выбирает следующего - более достойного, порядочного, действенного, креативного (речь идет о программе), а потому и популярного лидера. Который будет способен улучшить популярность партии, предложив обществу достойную программу, а следовательно выигрывает выборы, чтобы эту программу реализовать.

Такое развитие событий возможно только в случае, когда финансирование партии будет прозрачным. А лидер партии из ее владельца превратится в одного из членов партии, который может быть изменен демократическим путем.

Таким образом, финансирование партий в Украине - это только начало, которое меняет теневой способ финансирования партий на прозрачный. Дальше партии должны финансироваться взносами членов партии, а также благотворительными взносами от нечленов партии.

Одновременно важно ввести ограничения и разрешить финансирование партий только физическими лицами. А также ограничение максимального взноса для одного человека в год. Также важно ввести обнародование фамилий лиц, которые сделали значительный вклад (выше определенной суммы, в пределах максимальной отметки, конечно).

Необходимо ввести обязательное обнародование партиями своих смет. И ввести уголовную ответственность руководства партии в случае, если расходы партии будут выше обнародованных поступлений.

И на какое-то время (как временное средство) ввести ограничения на избрание на руководящие должности в партии одним сроком.

В этом смысле Украина является не первым и не последним государством, которое преодолевает путь становления современных политических партий. А это прямая дорога к началу деолигархизации, потому что альтернативный (силовой) вариант способен только провести рокировку в олигархических рядах. И не более...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать