Год борьбы и грядущее освобождение
Прошел год со дня нападения путинской России на Украину, самый трагический год в истории независимой Украины, но и самый героический. Вопреки ожиданиям не только врагов, но и большинства друзей, украинский народ и его армия не только выстояли под натиском превосходящих сил противника, но и нанесли агрессору ряд поражений и тяжелые потери. Репутация «второй сильнейшей армии мира» погублена окончательно. Согласно оценке Генерального штаба ВСУ, с начала войны и до 23 февраля этого года российская регулярная армия потеряла 145 850 убитыми. Потери ЧВК «Вагнер», «Патриот» и др., а также формирований марионеточных ДНР и ЛНР мы оцениваем в 1,8 раза меньше, т. е. в 81 000 убитыми. Общее число убитых – 226 850 человек, а общее число раненых вдвое больше, т. е. 453 700 человек. Суммарное же количество убитых и раненых с российской стороны можно оценить в 680 550 человек.
Соотношение потерь сторон в бронетехнике сухопутных войск, имеющих видеопотверждение, по данным сайта Oryx, составляет сейчас 3,1:1 в пользу Украины. Однако более близким к действительности нам представляется его значение 4:1, каким оно было до начала массовых отключений электроэнергии в Украине вследствие российских ракетных обстрелов (этот фактор резко сократил возможность украинской стороны выкладывать в Интернет видеоподтверждения своих успехов). В этом случае суммарные потери украинской стороны убитыми и ранеными можно оценить в 170 140 человек, в том числе в 42 540 убитыми. При таком уровне потерь России приходится мобилизовывать и отправлять на фронт 50-60 тыс. человек ежемесячно, и она уже исчерпала ресурс как частичной мобилизации осени 2022 года, так и большую часть очередного осеннего призыва срочников. Продолжение частичной мобилизации, равно как и очередной весенний призыв срочников, позволят лишь поддерживать численность группировки российских войск в Украине на существующем уровне, но не наращивать ее, тем более, что ресурсы пополнения ЧВК «Вагнер», в том числе заключенными и добровольцами, и формирований ДНР и ЛНР, близки к исчерпанию. Объявить же всеобщую мобилизацию Кремль не может, как из-за неспособности армейской инфраструктуры принять в несколько раз больше призывников, чем в настоящее время, так и из-за опасений, что из-за массового уклонения всеобщая мобилизация не принесет существенного прироста призывников по сравнению с продолжающейся скрытой частичной мобилизацией за пределами Москвы и Петербурга. Кроме того, не просчитано влияние возможной всеобщей мобилизации на экономику, в том числе на российский ВПК, который явно не справляется с производством необходимого количества бронетехники, самолетов и высокоточных ракет. Поэтому нарастить численность личного состава на фронте российское командование не может, а количество российской бронетехники поддерживается на одном уровне только за счет расконсервации все более архаичных машин. Судя по тому, что за последнюю неделю резко подскочили российские потери в бронетехнике, новое российское генеральное наступление уже идет. Так, только в период с 20 по 23 февраля, по данным сайта Oryx, подтвержденные российские потери в танках выросли на 23 машины, тогда как украинские – только на одну машину. Российские войска наступают, прежде всего, на Угледар и Бахмут, пытаясь захватить остающуюся под украинским контролем часть Донецкой области, но пока что без серьезных успехов, зато с очень большими потерями. Нарастить же свои усилия наступающие не могут из-за нехватки пополнений личного состава, бронетехники и снарядов.
Украинское контрнаступление, по всей вероятности, начнется не ранее конца апреля, учитывая предполагаемый график поступления «Леопардов», «Абрамсов» и другой западной бронетехники. Наиболее вероятным направлением украинского контрнаступления является южное, но здесь тоже могут быть сюрпризы, связанные с достижением тактической внезапности. Ключевым фактором для успеха контрнаступления могут стать поставки Украине дальнобойных ракет с дальностью до 300 км. Тогда шансы России на удержание не только сухопутного коридора из Донбасса в Крым, но и самого Крыма станут призрачными. А вот освобождать ту часть Донбасса, которую Россия захватила еще в 2014 году, будет значительно труднее. Ведь на севере Крыма укрепления российские войска начали строить только в ноябре 2022 года, после эвакуации Херсонского плацдарма. А на территориях ДНР и ЛНР укрепления строили все 8 лет оккупации. Поэтому легкой прогулки для ВСУ по Донбассу даже с современными западными вооружениями не будет. Но залог конечного успеха Украины в том, что США и другие западные державы уже публично заявили о том, что видят окончание войны только с победой Украины. К компромиссу с Путиным никто не готов.
Борис Соколов