GOD SAVE THE QUEEN, DAMN IT EU
В Британском выходе есть не только большие проблемы, но и оптимистичные сигналы для ЕС, который после расширения в начале века, не справился с вызовами времени. Теперь есть повод призадуматься и пересмотреть вчерашние догмы. Скажем прямо, и последний уэльский фермер это знает, в ЕС больше хорошего, чем плохого для человека самого по себе. А вот для государств разница есть. Румынии было не так хорошо, как Польше при вступлении, Португалия в большой обиде на больших братьев, в Болгарии проблем оказалось не меньше, чем до вступления, а Греция всем осточертела своим иждивенчеством и т.д и т.п.
В начале лиссабонского пакта надеялись, мощные локомотивы стран старой демократии вытащат всех на определенный уровень технического и социального прогресса. Но не вышло. По разным причинам, которые еще предстоит осмыслить. Может, не стоило сливать финансовые системы на общих правилах для передовых и отсталых, может, иначе строить исполнительные органы, может, может, может… Главное, что все мы, европейцы, оказались на пороге крупных перемен и преобразований. Здесь мы отстали от Штатов и той же Англии, где в последние годы разрабатывается множество теоретических концепций завтрашнего устройства мира. Европа постмодернистское общество, которое только переходит к постиндустриальному. Здесь все еще существуют классы ( аристократы, рантье, латифундисты, и огромные социальные группы, отделенные от собственности) в большинстве государств церкви играют политические роли, коренные нации с трудом принимают в свое культурное лоно другие. Не случайно два десятилетия континент жил идеями мультикультурности, обанкротившимися в момент столкновения с религиозным террором. Все это сигналы к переменам. Евросоюзу предстоит измениться. И это хороший итог, заключенный в аббревиатуру brexit.
Пока гуманитарные ценности древнего континента не пропадали. Даже во времена варваров и фашистов. Все накопленное ЕС тоже не пропадет, просто перейдет к другой форме сотрудничества.
Ну а пока у нас с вами есть года три на осмысление факта. За это время юристы ЕС и Соединенного Королевства должны успеть определить процедуры и формальности выхода по лиссабонскому договору. Из ЕС выходить проще, чем уходить от бюрократии.