Перейти к основному содержанию

Годится ли суданский пример для России

13 апреля, 15:52

Завершилось правление одного из наиболее одиозных африканских диктаторов – 75-летнего президента Судана Омара аль-Башира. 11 апреля он был свергнут в результате военного переворота и помещен под домашний арест, менее трех месяцев не дотянув до 30-летнего юбилея своего правления. Перевороту предшествовали массовые протесты, вызванные резким повышением цен на хлеб и другие основные продукты питания. Это повышение, в свою очередь, было спровоцировано экономическими санкциями, введенными США против Судана в связи с тем, что президент аль-Башир обвиняется в преступлениях против человечества во время гражданских войн в Дарфуре и в Южном Кордофане и его требует к ответу международный трибунал в Гааге. Власть перешла к Военному совету, который сразу же объявил комендантский час и чрезвычайное положение сроком на три месяца, а также начало двухлетнего переходного периода, в конце которого обещает провести честные и свободные выборы. Кто станет главой Военного Совета и, по всей вероятности, следующим президентом Судана, пока что не вполне ясно.

В суданской армии нет полного единства, и, по слухам, на руководство Военным советом претендуют сразу несколько человек. Наиболее вероятным кандидатом на роль следующего суданского лидера пока что выглядит министр обороны генерал-лейтенант Авад Мохамед Ахмед Ибн Ауф, который зачитал по телевидению сообщение о смещении аль-Башира и заявил, что армия понимает причины, подтолкнувшие народ к протестам, но в то же время не позволит стране скатиться к хаосу. Как считают эксперты, конкуренцию ему может составить начальник Генштаба армии Судана генерал-лейтенант Камаль Абдель-Маруф. Позиции Ибн Ауфа серьезно ослабляются тем обстоятельством, что с мая 2007 года он находится под американскими санкциями за его роль связующего звена между суданским правительством и ополченцами-джанджавидами, совершившими многочисленные военные преступления и преступления против человечности в ходе войны в Дарфуре. Положение Камаля Абдель-Маруфа в этом отношении гораздо лучше. Он не только не находится под санкциями, но даже в сентябре 2018 года получил официальное приглашение принять участие в контртеррористической конференции, организованной администрацией США в Вашингтоне. Третий претендент на лидерство – главный инспектор вооружённых сил Судана генерал-лейтенант Абдель Фаттахаль-Бурхан.

Известие о падении аль-Башира вызвало всеобщее ликование на улицах. Правда, профсоюзы, руководящие протестами, отказались их прекратить, несмотря на введение чрезвычайного положения. Они утверждают, что на самом деле произошла узурпация власти и простая смена декораций, поскольку управлять страной все равно будут ближайшие соратники аль-Башира, которые будут стараться сохранить режим, избавившись от его слишком одиозного создателя. Однако, судя по эйфории, охватившей население Хартума и других крупных суданских городов, продолжить массовые протесты в течение длительного времени все-таки не удастся. Скорее всего, военные под давлением, как массовых демонстраций, так и Евросоюза и США, сократят переходный период до года или даже до шести месяцев. Да и насчет попыток военных сохранить в неизменности прежний режим возникают серьезные сомнения. Арестованы все люди, составлявшие «ближний круг» свергнутого президента, - около 100 человек. Запрещена правящая партия «Национальный конгресс», а ее руководство арестовано. Думается, сохранить власть самостоятельно суданским военным не удастся, учитывая критическую зависимость Судана от западной гуманитарной помощи. Им, как минимум, придется вступить в коалицию с гражданской оппозицией.

Омар аль-Башир был известен своей тесной дружбой с путинской Россией. В ноябре 2017 года он впервые посетил Москву, и Путин и Медведев встретились с ним, хотя суданский президент к тому времени уже находился под приговором Международного уголовного суда. Результатом его второго визита в 2018 году стали поставки российского вооружения и военных советников в Судан. В роли последних выступили бойцы разгромленной американцами в Сирии ЧВК «Вагнер». Предполагалось, что вагнеровцы будут охранять месторождения золота и нефти, на которые зарятся российские компании друзей Путина. Но теперь это вряд ли получится. Независимо от того, какое именно правительство установится в ближайшее время в Судане, новые власти наверняка будут стараться в первую очередь наладить отношения с США и Западом в целом как основными поставщиками гуманитарной помощи и потенциальными инвесторами. Россия же поставляет больше оружие, а не продовольствие. Для американцев же и их союзников присутствие вагнеровцев в Судане – это все равно как красная тряпка для быка. Поэтому людьми Пригожина пожертвуют ради снятия американских санкций, несмотря на тесные связи Москвы с суданскими военными, в том числе с теми, которые сейчас пришли к власти.

А может ли такой сценарий почти бескровного (если не считать более сотни демонстрантов, погибших от выстрелов сторонников аль-Башира с декабря прошлого года) военного переворота реализоваться в России? Первая его часть, выражающаяся в массовых стихийных демонстрациях на почве острого дефицита дешевого продовольствия (т. е. такого, которое в состоянии купить большинство населения), представляется вполне реальной. Также можно допустить, что, за отсутствием влиятельной политической оппозиции, протесты могут возглавить какие-то независимые профсоюзные структуры и структуры Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. Но вот в то, что в критический момент вся российская армия как один человек по зову министра обороны и начальника Генерального штаба восстанет и свергнет действующего президента России вместе со всем его ближайшим окружением, верится с трудом. Нынешний российский министр обороны, в отличие от своего суданского коллеги, человек сугубо штатский, в армии ни дня не служивший и преуспевший лишь на ниве пиара, а не военной организации и боевой подготовки. Он не пользуется доверием офицеров. Собственно, по этой причине его и держат на этом посту. Путин уверен, что Шойгу никакого военного переворота возглавить не сможет. Начальник же Генштаба, являющийся автором теории гибридной войны, после впечатляющих провалов этой теории в Украине и в Сирии, после которых большой проблемой стало найти среди офицеров и контрактников достаточное количество добровольцев воевать там, на роль предводителя переворота не годится. Кроме того, у Путина есть Росгвардия, которую возглавляет лично преданный ему Виктор Золотов. Она имеет в крупных городах даже больше бойцов, чем армия, и заточена как раз на подавление волнений, переворотов и революций. Так что если какие-то генералы и офицеры все же попробуют совершить военный переворот, мирной смены власти не получится. Против переворота выступит Росгвардия, и начнется гражданская война с непредсказуемым исходом.

Борис СОКОЛОВ, профессор,  Москва

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать