Гудбай, коммунизм!
На этой неделе в мире вспоминали о сотой годовщине большевистского переворота. Честно говоря, я бы и забыл об этой дате, если бы не находился за границей - в США и Канаде. Выступая в тамошних университетах, я всегда имел возможность осмотреть и доску объявлений на кафедрах славистики и исследований Восточной Европы.
К моему большому удивлению, доски те аж пестрели анонсами конференций, выступлений, просмотров фильмов, дискуссий и дебатов, лекций и презентаций, посвященных теме 100-летия Октябрьской революции. Можно даже предположить, что этому событию в Северной Америке посвятили значительно больше внимания, чем в самой Российской Федерации. Возможно, такая диспропорция связана с тем, что западные советологи построили свои карьеры на изучении СССР, поэтому и в наши дни тенденциозно продолжают интересоваться этой специфической проблематикой. В то время как Путин строит российскую шовинистическую идеологему вокруг Великай Пабеды, а не ленинской революции (и можно предположить, что он в определенный способ сочувствует царю – так как и сам чувствует себя царем).
Даже мне пришлось принять участие в событии, тема которого перекликается с большевистским переворотом. В университете Чикаго у меня была дискуссия со студентами под названием «Поэт и революция». Мой месседж был короткий и простой: я считаю, что коммунисты были убийцами и они оккупировали мою страну, потому и революция их мне до одного места. И после такого лаконичного вступления я перешел на другие темы - и рассказал американским студентам о наших революциях, Оранжевой и Евромайдане.
Я очень рад тому, что наконец живу в государстве, где дате кровавого и бандитского большевистского переворота уже не придают исключительного значения. После ленинопада и все еще не завершенной, но уже и сейчас успешной декоммунизации наша страна стала значительно более нормальной. Это моя личная позиция, но я считаю устранение коммунистической символики таким же естественным и очевидным, как и правила личной гигиены.
В конце концов, у нас есть своя революция и свой юбилей - в эти годы украинцы отмечают создание Первой Республики. Идет ли речь о Центральной Раде и Грушевском, или о Директории Петлюры, или о Гетманате Скоропадского - все это лишь разные формы существования Украины, украинской государственности, поэтому мы должны праздновать и помнить о них. Вместе с тем вопрос «а что там в Москве?» должен нас интересовать не в большей степени, чем интерес к Дели, Копенгагену или Тиране. Независимость - это жить в собственном информационном поле, формировать свою собственную повестку дня.
Кажется, кроме идиотской идеи пригласить в эфир «Громадського радіо» Симоненко и презентации антиленинской книги Авакова, в Украине больше не было хоть как-то заметных событий или мероприятий, посвященных большевистской революции. И слава Богу. У нас есть свои революции, проводники и солдаты, которые мечтали и воевали за Украину. Вот их и надо чтить, об их борьбе за наше государство и надо помнить.