И еще раз о реформах
Британский Королевский институт международных отношений Chatham House опубликовал подробное исследование достижений Украины за послемайданный период. Это, по сути, первая работа, которая является комплексной ревизией всех изменений и преобразований, которые произошли в Украине после Революции Достоинства. Британские специалисты уделили особое внимание контексту, в котором осуществляются украинские реформы. Речь идет о захвате Крыма и российской вооруженной агрессии на востоке страны. И это, безусловно, положительный момент. Изучая доклады западных аналитических и правозащитных организаций последних трех лет, несложно заметить, что большинство из них, говоря о состоянии экономики, политики и гражданского общества в Украине, предпочитают забыть о войне. Вроде бы ее и нет. Или больше. Словно она не должна влиять на «защиту свободы и демократии» в Украине.
К счастью, Chatham House постоянно отмечает, что на протяжении четырех лет Украина борется за свое существование. Говорится также, что Евромайдан был ответом общества как на препятствия, возникшие на пути евроинтеграции, так и на бездарное внутреннее государственное управление и коррумпированность. «Поэтому когда мы говорим о борьбе Украины за независимость, то это касается и внутренних реформ», - подчеркивают эксперты.
И здесь мне хотелось бы вернуться к точности формулировок. Очень часто можно услышать, что вопросы безопасности и реформирования государства, экономические преобразования, образование, здравоохранение, наука или дипломатические усилия на международной арене - это какие-то отдельные плоскости, не связанные друг с другом. «Надо сначала побороть коррупцию и построить сильную экономику - и Донбасс сам попросится обратно». «Надо отбить врага, а потом сосредоточиться на реформах. Ведь в завоеванной стране не имеет значения уровень коррупции или полное ее отсутствие». Сколько раз мы слышали такое завуалированное «или-или»? Словно нам предлагается выбрать, что в вопросах выживания украинста является первоочередным, а что - второстепенным. Это деление можно наблюдать в речах политиков, в акциях активистов, даже в разговорах на улицах. Украинцы заняты спорами, на что государство должно направить усилия, а что еще «терпит».
Удивительно, что ответ нам дают внешние наблюдатели. Британские аналитики констатируют, что планы России относительно Украины изменятся лишь тогда, когда украинская властная элита поймет, что «действовать как раньше уже невозможно». Фактически мы имеем ответ на вопрос, что важнее: реформы или оборона? Важно все. Реформы, армия, дипломатия, экономика, искоренение коррупционных возможностей из государственного сектора, медицина и образование - все это в условиях войны является вопросами национальной безопасности. «Вера в то, что с помощью одной лишь дипломатии удастся заставить Россию отказаться от посягательств на Украину и ослабить ее намерение нивелировать западное влияние - иллюзия», - говорится в докладе. А дальше следует вывод: «Прогресс в Украине заметен на многих фронтах, однако в действительности ситуация достаточно угрожающая». Реформы точечные, не носят системного характера, иногда они являются своеобразным «компромиссом» между старыми элитами и лишь частично соответствуют требованиям времени. Хуже всего, что реформами занимаются профильные министерства и гражданский сектор. Украина до сих пор не имеет единого центра реформ, который внедрял бы изменения комплексно, понимая конечную цель, которая - и это очевидно - должна основываться на модели государства, которое все мы строим и за которое боремся. «Незавершенные реформы могут подорвать доверие к "новым силам" и привести к разочарованию среди миллионов украинцев. Это станет "зеленым светом" для реваншистов и популистов, которые стремятся сорвать процессы преобразований в Украине». Иными словами, нам четко говорят, что отсутствие артикулированной модели будущего является серьезным препятствием, которое мешает Украине двигаться вперед.
Если внимательно присмотреться, то можно заметить два параллельных процесса. Британцы отмечают, что, несмотря на медленные реформы, «Украина выстояла перед российской военной агрессией. Она подписала судьбоносное Соглашение об ассоциации, отмечая, что видит себя европейским государством, а не сателлитом России или подчиненной территорией». Все так. Но волю к борьбе высказал народ. Давайте вспомним очереди в военкомат в начале событий 2014 года. Когда все, кто вставал на защиту Родины, понимали, что останавливать агрессора им придется голыми руками, ценой собственных жизней. И наложим эту картинку на стенограмму заседания СНБО, где политики так и не решились ввести военное положение, а Юлия Тимошенко прямо-таки требовала, чтобы ни один танк, ни один солдат не вышли из казарм, «если Путин нападет». Слышали, знаем.
В Украине присутствуют два взаимоисключающих мировоззрения: элитарное и гражданское. Две разных Украины, которые уже не могут существовать в одном пространстве. Это разница между стремлением к изменениям ценой личностных потерь ради выживания страны и попыткой как-то изменить ситуацию, но не себя. Даже за счет государственных интересов. Некое «улучшение» ради личностного выживания.
Я сейчас совсем не утверждаю, что вся власть - предатели, а народ единогласно руководствуется высокими целями. Совсем нет. Перед нами два противоположных направления: готовность меняться и попытки менять страну так, чтобы ничего не изменилось. Любое решение, которое принимается сейчас, любое преобразование можно и нужно анализировать именно с этой позиции. Элита своим отсутствием государственнического мышления только показывает массам пример асоциального поведения, вредит национальной безопасности и ставит под угрозу вопрос коллективного выживания. Потому что одна из функций элиты в обществе - это продуцирование смыслов, разработка коллективных стратегий и внедрение их в жизнь. Таким образом, патерналистские тенденции, которые забрасывают «рядовым украинцам», в нашем случае только отражение инфантилизма и невежества правящего класса. Реформы являются несистемными и такими, которые в любой момент можно «отыграть назад» не потому, что на то существует злая воля власть имущих, а потому, что у реформаторов полностью отсутствует желание изменить в первую очередь себя, свое положение и свои личные стратегии выживания так, чтобы они соответствовали интересам страны. И это то, о чем предупреждают британские аналитики. Враг отступит только тогда, коли украинцы поймут, что действовать как раньше нельзя. Что невозможно победить, не вступая в бой. С врагом, с обстоятельствами, с устаревшими, еще советским нормам и правилам. А главное, с самим собой. Вот тогда и начнется настоящая реформация Украины. Настоящий путь к независимому будущему.