И снова о военном параде: пора изменить систему принятия решений
В эти дни политические технологи и консультанты власти бросились обосновывать необходимость проведения военного парада 24 августа в Киеве. Оно и понятно: число оппонентов проведения такого парада как среди политиков, так и среди активистов гражданского общества достаточно велико. Похоже, это стало неожиданностью для правительства и Президентской администрации, ведь все расписано, все распланировано, и вдруг... И вдруг ездят по столице колонны «Автомайдана» и в мегафоны призывают киевлян бойкотировать парад, кратко и квалифицированно критикуя его проведение в конкретной нынешней ситуации.
Аргументация адептов парада примерно одинакова. Вот, скажем, бывший нардеп от БЮТ, а ныне политконсультант Виктор Уколов без тени сомнений утверждает: «Отсутствие военных парадов в прошлые годы породило мнение, что в Украине нет армии или она очень слабая. Военный парад должен наглядно опровергнуть все постулаты российской пропаганды». И далее: «Военный парад является демонстрацией силы. Мы должны дать сигнал не столько террористам, сколько их спонсорам - мы способны защитить свой суверенитет, а цена, которую заплатит враг за агрессию, будет непомерной даже для РФ».
Кто-то из читателей, вероятно, просто засмеется, прочитав эти утверждения Уколова, высказанные им в его блоге, а кто-то - попытается еще и еще раз найти в них хотя бы одно зерно истины. Но, боюсь, поиск будет бесполезным. Ведь разве беда в прошлые годы состояла в отмене Виктором Януковичем парадов в День Независимости? Разве не была эта отмена только одним из последствий последовательной политики уничтожения Украинского государства и его Вооруженных Сил, которую проводил прошлый режим? И разве парады свидетельствуют о боеспособности армии? Ведь в СССР постоянно на парадах таскали по Красной площади пустые контейнеры из-под баллистических ракет или макеты этих ракет для того, чтобы припугнуть Запад. Разве от этого повысилась боеспособность советской армии?
Что же касается Украины, то реальная демонстрация военной силы нации - это успехи АТО. Эти успехи тоже являются сигналами Кремлю - нас не трогай! А вместе с тем просто-таки смешно считать, что полторы тысячи курсантов и полсотни боевых машин, которые должны пройти по Крещатику, испугают российских шовинистов...
Не имея реальных аргументов в пользу проведения военного парада, Виктор Уколов апеллирует к сталинской мудрости: «Парад - мощный элемент мобилизации народа на борьбу с врагом. Это очень хорошо понимали еще в СССР. Военный парад на Красной площади состоялся 7 ноября 1941 года в честь 24-й годовщины Октябрьской революции. Он был проведен в Москве, когда линия фронта проходила в нескольких десятках километров от города. Многие военные после парада сразу отправились на фронт».
Эта тирада - как говорится, выстрел на несколько километров в сторону от цели. Осенью 1941 года Красная армия отступала на всех фронтах. За несколько недель до парада чуть не сдали Москву, в советской столице бушевала паника, немецкие разведывательные дозоры рыскали по окрестностям города. Поэтому этот парад был нужен - он существенно уменьшил уныние и панику на фронте и в тылу. Действительно, войска сразу уходили на фронт, они фактически двигались сквозь Москву на запад, поэтому экономились топливо, время и физические силы бойцов. У нас все эти негативные факторы, которые должны быть нейтрализованы парадом на Красной площади, к счастью, отсутствуют, поэтому аргумент крайне некорректен.
Впрочем, Виктор Уколов (и все, кто вспоминает парад 1941-го в Москве) лукавит, когда «забывает» назвать фамилию человека, без которого этот парад потерял бы 99 % своего смысла: Сталин. В той крайне идеологизированной тоталитарной системе, которая существовала тогда в СССР, Сталин представлял собой «живого бога» языческих религий, высшее существо, наделенное магическим словом. Вот поэтому огромное значение имел тот факт, что Сталин стоял на трибуне, говорил речь, а радио транслировало ее на весь СССР и на весь мир. Однако действительно ли Сталин стоял на мавзолее, или там был один из его двойников, а речь произносилась из бомбоубежища - вопрос до сих пор открытый; крупные планы документальной ленты о параде, где «вождь народов» говорит с мавзолея, сняты позже в помещении. Это засвидетельствовано как тем фактом, что в Москве было холодное утро, а у Сталина не шел пар изо рта, так и воспоминаниями кинематографистов: мол, нам сказали, что не вышли во время парада крупные планы «вождя народов», поэтому и послали переснять этот эпизод для хроники...
А имеет ли Петр Порошенко своих двойников, чтобы посылать их на выполнение рискованных задач? Ведь военный парад в то время, когда на востоке страны идут ожесточенные боевые действия против террористов, - это просто-таки находка для тех, кто мечтает одним ударом уничтожить украинское руководство, а если не удастся - то «просто» убить как можно больше гражданских «бандеровцев»...
Бросается в глаза, что этот момент дружно обходят вниманием все апологеты парада.
И наконец. Военный парад в День Независимости должен объединить все общество или по крайней мере его патриотическое большинство. Вместо этого он - еще не проведенный - уже расколол его. Расколол и гражданских активистов, и бойцов АТО, и журналистский корпус. Только этот факт превращает в ничто осанны парада, который, дескать, засвидетельствует - «украинская армия готова к выполнению боевых задач, ее боевой дух высок, народ поддерживает свою армию».
Что же дальше? Одни будут проводить парад, другие - бойкотировать его, а Путин будет радоваться в «звездносияющем Кремле». И с этим уже ничего не поделаешь. Но выводы сделать не поздно: для того, чтобы в будущем избежать подобных эксцессов, надо в корне изменить систему принятия важных государственных решений.