«Игра престолов»
С каждым годом в Украине укрепляется понимание, что политики - это обычные менеджеры, нанятые на работу народом, а не те, кто равнее других, и первоначальное назначение политики - налаживать правовую и экономическую жизнь населения, а не размножать мифы.Однако украинские реакции на последние события в отечественном истеблишменте показывают: мы продолжаем часто следить за политическими хитросплетениями не для понимания того, как решаются либо не решаются насущные проблемы в стране, а для того, чтобы окунуться в захватывающий сериал, события которого разворачиваются в реальном времени.
Сериал, который помогает немного оторваться от этих проблем, а вместе с ними и от будничной рутины и личных проблем.
В данном случае власть воспринимается как «вещь в себе», и главный интерес прикован к тому, как она сталкивает лбами ее обладателей и искателей, удовлетворяя либо не удовлетворяя их амбиции, кто в сегодняшней серии выходит победителем, а кто - лузером, и как эти политики вообще живут там у себя, в параллельном измерении.
Разумеется, разделение портфелей свидетельствует о прозрачности политики в целом, а появление новой фигуры на той или иной государственной должности может изменить курс в конкретной сфере, связанной с жизнью всего населения страны или его отдельных категорий.
Проблема только в том, что у нас - прежде всего в информационном пространстве, которое задает тон общественным настроениям - нередко наблюдается страстная увлеченность тем, как власть на власти сидит и властью погоняет, как там наши слуги пытаются перехитрить друг друга, чтобы остаться господами.
А их основные функции и злободневные вопросы, которые они призваны решать в первую очередь, отходят на задний план. Таким образом, эти проблемы в сознании аудитории становятся гиперреальными - ощутимыми на уровне зрительских эмоций.
Опять-таки оправдываться это может тем, что детальное изучение суеты, происходящей в политикуме, дает понять, куда вообще движется страна. Дает, но только частично. Когда на этом в течение длительного времени зацикливается внимание, как на чем-то таком, где содержатся ответы на все вопросы, начинаются искажения.
На эту возню, безусловно, есть соцзаказ. Остросюжетный политический сериал, идущий вживую, даже если он не вызывает положительных эмоций, позволяет как бы оставаться в информационном потоке и при этом забывать о более неприятных реалиях.
О том, что до сих пор не решен конфликт на Донбассе, который продолжает уносить жизни военнослужащих и мирного населения, что у нас большое количество переселенцев и других граждан живут в нищенских условиях, что послемайданная Украина во многом остается домайданной.
Теоретически соцзаказ должен заключаться в том, чтобы игры, в которые играют политики, проходили не только прозрачно, но и максимально оперативно. Оперативно и технократически. Чтобы их затягивание вызывало у общества активное раздражение, которое бы подталкивало власть скорее вспоминать о своем менеджерстве и тратить больше энергии на это.
Сериальное отношение к политике, конечно, присуще не только Украине, но и всему миру. По крайней мере там, где есть хоть какие-то элементы демократии. Но у нас своя специфика: общая политизированность общества, продиктованная государственной незрелостью и чрезвычайными событиями последних лет.
Но с киношными настроениями в основном связаны два других фактора. Во-первых, когда политика воспринимается как шоу-бизнес, где реализуются такие общепринятые смыслы человеческой жизни, как деньги, статус и слава. Во-вторых, когда мир власти является картой для ориентации в жизненном пространстве.
Кстати, в политологии есть такое понятие, как символическая политика, которое означает «коммуникацию, нацеленную не на рациональное осмысление, а на внушение устойчивых смыслов с помощью инсценировки визуальных эффектов».
Вообще-то, каждый, проследив за собственным сознанием, может заметить, когда интерес к политическим событиям диктуется общественными мотивациями, а когда - сериальными.
Кто-то скажет, мол, а какой еще сериал смотреть, если качественных украинских, настолько приближенных к реальности, почти нет. Возможно, шел бы сейчас второй сезон «Слуги народа», вероятно, общественное внимание к последним перипетиям в нашем политикуме было бы значительно ниже.
Как бы там ни было, следует помнить, что сериальное восприятия политической жизни выгодно манипуляторам. Это может успешно использоваться для отвлечения внимания от актуальных проблем, даже не заставляя жертву переключать политический канал.
И тогда наши менеджеры при молчаливом народном одобрении получают необходимое время для работы над тем, что для них является самым важным - решение вопросов получения, хранения и распределения власти для удовлетворения собственных или корпоративных нужд.
Кроме того, когда в глазах вроде бы простых смертных они ежедневно становятся героями политического сериала, это укрепляет их вроде бы привилегированный статус.