Игрища вокруг «крымских турбин»
Похоже, все иски Siemens направлены на то, чтобы избежать суровых американских санкций за незаконную поставкуАпелляционный арбитражный суд в Москве вполне предсказуемо отклонил иск германской компании Siemens к структурам российской компании «Ростех» с требованием арестовать турбины Siemens в Крыму в обеспечение иска, а также запретить их монтаж, иное использование и отчуждение. В своем иске к ОАО «ВО «Технопромэкспорт» (ОАО ТПЭ) и ООО «ВО «Технопромэкспорт» (ООО ТПЭ) Siemens требует признать сделку по поставке своих турбин для строящихся в Крыму электростанций незаконной. В качестве последствия недействительности сделки немецкий концерн также требует возвратить четыре турбины производителю — российской «дочке» Siemens, которая привлечена к делу в качестве соистца. Суд не прислушался к доводам представителей немецкого концерна о том, что в случае удовлетворения его иска демонтаж турбин повлечет значительные временные и финансовые затраты, и их возврат истцу будет затруднителен либо невозможен. Кроме того, немецкий концерн заявил о возможном причинении ему значительного ущерба, поскольку монтаж спорных турбин и их последующая эксплуатация снизят их стоимость, так как оборудование подвергнется износу и будет считаться бывшим в употреблении. Отказ в аресте оспариваемых турбин доказывает, что шансы на удовлетворение иска Siemens в российских судах ничтожно малы. Вернее, их нет совсем.
Представители дочки «Ростеха» «Технопромэкспорта» утверждали, что у Siemens нет никаких доказательств присутствия турбин в Крыму и каких-то действий по их монтажу. Однако на прямой вопрос Siemens к представителям «Технопромэкспорта», находится ли спорное оборудование в данный момент в их владении, представитель российской компании отвечать отказался. Все это напоминает какой-то фарс. В свою очередь ООО «ВО «Технопромэкспорт» в середине октября подала встречный иск к Siemens, требуя признать недействительной часть контракта по турбинам, заключенного между компаниями «Сименс — Технологии газовых турбин» и «ВО Технопромэкспорт» 10 марта 2015 года, касающуюся мест их использования. Напомню, что этот контракт запрещал использование турбин Siemens в Крыму.
Дополнительную пикантность ситуации придает тот факт, что Путин будто бы неформально пообещал канцлеру Германии, что турбины Siemens в Крым не попадут ни в коем случае. Если это действительно было так, нельзя не подивиться наивности германских политиков, все еще верящих в путинское честное слово. После аннексии Крыма и российской «гибридной агрессии» на Донбассе в него верят лишь очень наивные люди.
Согласно той сделке, был заключен договор между производителем турбин ООО «Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ, российская «дочка» Siemens, где 65% принадлежит Siemens, а 35% — российским «Силовым машинам») и ОАО ТПЭ от 10 марта 2015 года и договор между ОАО ТПЭ и ООО ТПЭ от 16 октября 2015 года. Когда в начале июля 2017 года стало известно о поставке в Крым газотурбинных установок производства Siemens, концерн обвинил российскую сторону в несоблюдении условий договора, так как оборудование было предназначено для Тамани. Однако, по версии российской стороны, соответствующий проект строительства теплоэлекстростанций в Краснодарском крае не был реализован. В ответ на перемещение турбин Евросоюз ввел против трех российских компаний и трех физических лиц дополнительные санкции, что, однако, имеет чисто символическое значение, поскольку дочки «Ростеха» не собираются выходить на европейский рынок и вообще могут быть безболезненно ликвидированы в кратчайший срок. Так, ОАО ТПЭ с 2016 года находится в процедуре банкротства.
Вся история с турбинами вызывает гораздо больше вопросов, чем дает ответов. Первый и главный из них — знал ли Siemens, что в действительности турбины окажутся на Крымском полуострове. Некоторые эксперты полагали, что немецкий концерн если не знал точно, то догадывался, что на самом деле турбины предназначаются для Крыма, но в Siemens надеялись, что все будет шито-крыто, и никто ничего не узнает.
Напомню, что российская сторона произвела небольшую модернизацию турбин, якобы купленных ООО ТПЭ на вторичном рынке, и стала утверждать, что на крымских теплоэлектростанциях мы имеем дело уже с новым продуктом, не подпадающим под условия соглашения с немецким концерном. Турбины, дескать, прошли серьезную переделку с применением российских технологий, в том числе была увеличена их мощность. Однако в Евросоюзе, равно как и в политических кругах Германии, подобный шулерский прием не оценили. И Siemens вынужден был подать иск к структурам «Ростеха». Первоначально в концерне рассматривали возможность полюбовного урегулирования скандала без суда, чтобы деньги вернулись российской стороне, а турбины — германской, но Москва возвращать турбины отказалась.
Что же касается иска, то в концерне вряд ли рассчитывали на успех в российских судах. Вся надежда — на Стокгольмский арбитражный суд, но туда дело о турбинах попадет нескоро, и к тому времени их стоимость из-за износа сильно упадет. Второй вопрос — это на что сейчас надеется руководство Siemens. Не исключено, оно надеется затянуть дело настолько надолго, что произойдет одно из двух. Либо конфликт вокруг Крыма будет каким-то образом урегулирован, санкции будут отменены, и отпадет сам предмет иска. Либо, что немцам наверняка кажется гораздо более вероятным, турбины в конце концов установят и запустят в Крыму, возвращение их в Германию станет слишком дорого и невыгодно для концерна. И тогда удастся заключить с Москвой сделку с уплатой не слишком обременительного штрафа за нарушение условий контракта. Ведь если бы контракт был бы просто аннулирован с возвратом турбин, это было бы невыгодно прежде всего для немецкого концерна. А американские санкции за незаконную поставку оборудования в Крым, которых больше всего боится Siemens, к тому времени могут быть смягчены или вовсе отменены.
Турбины обычно изготавливаются под конкретный проект. Продать их кому-то другому без дорогостоящей модернизации очень сложно. Кстати, скорее всего, упомянутые четыре турбины и изготовлялись изначально под крымский проект. Вряд ли в Siemens поверили, что теплоэлектростанции будут строить в Краснодарском крае, где дефицита электроэнергии нет и откуда направлять электроэнергию в Крым будет слишком дорого стоить. Так что, похоже, все иски Siemens — это продолжение прежней игры, направленной на то, чтобы избежать суровых американских санкций за незаконную поставку турбин в Крым.