Игры слабаков
Мы совершенно справедливо не любим олигархов, пытающихся ежедневно вмешиваться в нашу жизнь посредством пролоббированных под себя законов, надутых тарифов и поделенных между собой зомбоящиков.
Их бизнес-империи стали символом эффективного ведения бизнеса, успеха и могущества.
Но так ли это на самом деле?
Что было бы с каждым из них, с их «успехом» и «могуществом», если бы с самого начала они были на равных со всеми другими?
На самом ли деле выдержали бы их бизнес-модели элементарную конкуренцию без теневой приватизации и безразмерного рефинансирования Нацбанка, без доступа к бюджету и преференций правительства, без закупок у одного исполнителя и монополизации всех сфер экономической деятельности?
Последствия такой «экономической свободы для избранных» налицо: Украина превратилась в страну неплатежеспособных потребителей и неконкурентоспособных производителей. По подсчетам западных экспертов, негативный экономический эффект от антиконкурентных действий олигархического бизнеса ежегодно превышает 500 миллиардов гривен и приближается к 20% ВВП нашей страны. Этот минус из наших с вами карманов.
А теперь о политике.
Тут у многих те же цели: монополия на власть — законодательную, исполнительную, судебную. И приемы практически те же: искусственное устранение конкуренции. Рецепты ну просто списаны с приватизации 90-х, когда условия конкурсов прописывались под конкретного покупателя: рыжий, рост 185, любитель офшоров; или очень небритый, рост 175, тоже любитель офшоров и т.п. Остальным можно было не беспокоиться.
В политике слабаки, не способные конкурировать на равных, с помощью зомбирования избирателей искусственно отсекают конкурентов, создавая для себя тепличные условия.
Антиконкурентных технологий в украинской политике много: огульная люстрация, ограничившая права не за действия, а за пребывание не в то время не в том месте; технология приоритета для новых лиц или технология отсечения всех, кто уже был.
Была еще круто замешенная на «комплексі меншовартості» тема привлечения в украинскую власть ПТУшников с английским языком, иноземных графьев Калиостро и «специалистов с западным образованием», полученным в скаутских лагерях. Все это позволяло оставить за бортом конкурентоспособных, но неудобных.
Даже популярный тезис — дорогу молодежи — активно используется для политических манипуляций и имеет второе и третье дно. Он не открывает для талантливых и образованных социальные лифты, а лишь позволяет, искусственно устранив конкурентов, протащить в политику специально сформированную группу, управлять которой не составит труда.
Еще чуть-чуть, и очередные выборы будут начинаться с массированного вдалбливания по всем телеканалам стандартов качества — только курносые брюнеты, рост от ... до ...; блондины, рыжие, в очках и с усами — категорически неприемлемы.
Антиконкурентные технологии, призванные протащить во власть не лучших, но удобных, имеют много общего — ни одна из них не подразумевает конкуренции знаний, опыта и стратегий решения основных проблем страны, и все они реализуются через монополизированные олигархами СМИ.
Результат недобросовестной конкуренции в политике — потерянные годы и навсегда упущенные возможности для всей страны и для каждого из нас.
Бывает ли иначе? Да, пару часов полета в западном направлении, — и каждый может в этом убедиться.
Можем ли мы что-то изменить? Да, просто надо понять, что к монополии стремятсятолько слабаки.
Сильным для того, чтобы почувствовать свою силу и поверить в нее, надо не так уж и много — оставить иллюзии и голосовать не за политику легких рецептов, а за политику реальных результатов.
Андрей СЕНЧЕНКО, лидер партии «Сила права»