Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Имперско-православная мифология от коммуниста Зюганова

13 июня, 16:14

То, что лидер российских коммунистов Зюганов обратился к православной риторике и предложил День России перенести на 28 июля, когда отмечается крещение Руси, и то, что эту инициативу поддержали некоторые православные священнослужители, мне не кажется чем-то необычным. Между российским православием и российским коммунизмом существует генетическая связь. Еще в 1933 г. украинский мыслитель Арсен Ричинский в работе «Проблемы украинского религиозного сознания» показал, что большевизм вырос на российской почве и немало взял от «русской духовности». Позже об этом также говорил известный российский философ украинского происхождения Николай Бердяев.

Действительно, если внимательно проанализировать большевизм, либо российский коммунизм и российское православие (особенно синодального периода), то увидим немало сходных моментов и в организационной деятельности, и на уровне символики. Российское православие и большевизм были идеологиями, которые служили российской имперскости. И если в межвоенный период российское православное духовенство подверглось гонениям со стороны большевиков, то это, скорее, была борьба конкурентов. Не будем забывать, что в этот же межвоенный период действовала в среде Русской православной церкви довольно многочисленная группа обновленцев, которая пыталась совместить идеи большевизма и православия. В конце концов в 1943 г. под эгидой Иосифа Сталина был достигнут своеобразный компромисс между российским православием и российской большевистской властью. Русская православная церковь, несмотря на декларируемое отделения церкви от государства, фактически стала полугосударственной структурой, руководство которой часто осуществляли советские чиновники. Кстати, немало церковных иерархов демонстрировали тогда образцы советского мышления. Наконец в современной России, где коммунизм не является официальной идеологией, его заменило российское православие.

Но вернемся к предложению Зюганова о переносе Дня России на День крещения Руси. Это одно из свидетельств того, что россияне, точнее их политические лидеры, пытаются присвоить себе украинскую историю. Ведь крещение состоялось в Киеве, на Руси. А под Русью в то время преимущественно понимали территории Киевской земли. И вообще средоточием древнего Русьского государства преимущественно были современные украинские земли - Киевщина, Черниговщина, Волынь, Галичина, где проживало славянское население. Что касается других территорий тогдашней Руси, которые сейчас являются российскими и белорусскими, то там преобладало угро-финское и летто-литовское население. Правда, те территории колонизировали славяне нынешних украинских земель. Касалось это и т.н. Залесья, где впоследствии сформировалось Московское княжество. Вообще интересно отметить, что на колонизированных русинами, собственно говоря, предками современных украинцев, землях христианство приживалось с большими проблемами. Так, сопротивление христианизации оказывал Новгород, хотя этот город был тесно связан с Киевом, а сами новгородцы культурно и языково напоминали киевлян. Даже в XIX в. на Новгородщине в сельской местности сохранялись диалекты, близкие к украинскому языку. Еще сложнее утверждалось христианство на Залесье. То есть «настоящие» русские земли к крещению Владимира в 988 году не имеют отношения. Это не их история.

Другое дело, что во времена существования Российской империи ее правители, чтобы сформировать себе положительный имидж в глазах европейцев, «доказывали», что они являются наследниками не Московского улуса татарской Золотой Орды, а европейской и христианской Руси, основанной к тому же германоязычными варягами-скандинавами. Эти мифы культивировались как историками (Николай Карамзин, Владимир Соловьев и другие), так и известными российскими литераторами, например Александром Пушкиным. Культивировался этот миф также российским православием. Закономерно, идея, что Россия - это потомок древней Руси с центром в Киеве, стала для россиян своеобразной аксиомой. Как и то, что крещение Владимира - это «их», а Киев - русский город. Конечно, никто россиянам не говорит, что термины Русь и Россия в период Средневековья использовались для обозначения преимущественно украинских и белорусских земель. Что касается коренной России (Московии), то даже в конце XIV века ее часто продолжали именовать Залесьем. Чтобы убедиться в этом, стоит хотя бы обратиться к такой известной памятке древней литературы, как «Задонщина». А название Россия, собственно, в «настоящей» России утвердилось во времена Петра I, когда возникла империя Российская.

Учитывая, что в нынешней России существуют указанные выше мифы, предложение Зюганова выглядит для россиян вполне «логичным». Но россияне россиянами. Сейчас нам сложно развеивать их мифы. Однако, к сожалению, эти мифы активно культивируются в Украине. В частности, этим занимается духовенство т.н. Украинской православной церкви, подчиненной Московскому патриархату. Послушаешь их батюшек, то никакой Украины не было и нет, а есть одна Россия, и князь Владимир был истинно российским князем, и крещение в Киеве было российским. Поэтому, наверное, стоит развеивать мифы не только от православно-коммунистического Зюганова, но и от наших доморощенных адептов российского православия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать