Как украинцу стать Путцефиммелем?
Ответив на вопрос, почему нам не удается избавиться от мусора, мы поймем причину неудач в экономике, культуре, правопорядкеЕсли переселить рядовых украинцев в Испанию, то они будут вести себя, как испанцы. Разве что паэлью станут чередовать с борщом. Сделав наоборот, мысленно доставив в Украину испанцев, получим такой же результат. И это не занимательная гипотеза. Наши заробітчани, особенно те, кто выучил язык, живут и работают за границей, ничем не отличаясь от коренного населения. А приглашенные в Украину иностранцы, заняв здесь руководящие должности, ведут себя, как и доморощенные чиновники. Среда определяет поведение. Хотя люди тоже формируют пространство вокруг себя. Поэтому термину «окружающая среда» я бы придал дуалистический смысл, раздвинув рамки определения до социума, природы, архитектуры, словом, всего, что вовлекает человека в процесс полезного и здорового действия.
До конца прошлого века государства занимались только формированием социальной среды. Природные и климатические данности не входили в обязанности как простых смертных, так сильных мира сего. С древних времен люди привыкли к зависимости от них и не помышляли об управлении пространством. Вот почему в Библии, у Адама Смита и в других источниках старых мудростей мы не найдем советов по волнующих всех проблеме. Сегодня она стоит на одном уровне с пандемией корона-вируса. Окружающая среда стала враждебной для человечества. Более 600 газет всего мира объединились вокруг простой идеи — убедить правительства своих стран серьезно заняться землей, атмосферой и водой в своем доме. «День» тоже присоединяется к всемирной журналистской инициативе. Украинцы должны заставить себя и власть содержать в чистоте свое жизненное пространство.
За нее мы привыкли бороться методами агитации. Под плакатом «Мойте руки перед едой» выросло не одно поколение, но до сих пор далеко не все идут к умывальнику прежде, чем сесть за стол. Десятилетиями каждую весну (исключая нынешнюю) мы выходили на святое дело уборки территорий, где сошедший снег открывал следы нашего годового перемирия с мусором и собачьими экскрементами. Расчистив избранные места, мы испытывали удовлетворение до следующей весны. Фотографии волонтеров, вызвавшихся собрать тонны пластика на пленере, убеждали нас, что мусор можно потеснить добровольческими бригадами. Однако нашему обществу свойственно толерантное отношение к нечистоплотности. Грязь вокруг городов и сел такая же привычная рутина жизни, как и плохие запахи. Это в Испании (раз уж взяли ее для сравнения) мы не станем швырять бутылки из окон автомобилей, два дня ходить в одной рубашке... Иначе будут шарахаться окружающие, и встречи с полицией не избежать. В конце концов, невзирая на собственное самомнение, есть риск приобрести имидж дикарей. Чего не хочется любому из нас. Но дома все иначе. Тут никто не скажет тебе «прими душ» (неприлично же давать посторонним такие советы) и полицейский не обратит внимание на выброшенный окурок или пакет из авто. Дома нам не запрещается ездить по полям и лугам, проверяя ходовую внедорожников, жечь костры, где хочется, и освобождаться от мусора, как птицы освобождаются от экскрементов. Это стоит порицать, но так же стоит понять причину неряшливости. Мы ведь не европейцы, у которых забота о чистоте стала общей обязанностью с 20-х годов прошлого века. Всего лишь 50 лет назад ванные комнаты вошли в быт трети городского населения СССР. Бедность и неопрятность сопровождает нас не одно столетие и эстетика городского ландшафта, увы, отличается от итальянской и французской. То, что свалено на балконе среднестатистической панельной многоэтажки или личного подворья, умножается на городских окраинах. Такова среда, где всегда не хватает времени и денег на уборку, в дефиците урны, душевые в офисах, а капиталистическая плата при входе в туалет не влияет на его советское состояние. То есть мы выросли в захламленности, окруженные уродливыми зданиями, исповедуя минимализм в устройстве городской и сельской среды, где тротуар часто служит предметом гордости местных властей, сумевших проложить его вместо протоптанной дорожки. Поэтому мы не требовательны к пространству за пределами наших квартир, домов и усадьб.
Мы способны выйти на улицы с протестами против насилия и несправедливости, но никогда не выйдем за чистоту. Этим делом занимаются парочка организаций, на которых не обращают внимание, как низы, так и верхи. Зеленое дело не наше. Если над Киевом, Одессой и другими городами поднимаются облака чада и смрада, то возмущение не выйдет из социальных сетей на улицы.
Но, ответив на вопрос, почему нам не удается избавиться от мусора, мы поймем причину неудач в экономике, культуре, правопорядке. Борьба с грязью способна просветлить сознание.
Дело в том, что мы не научились оказывать давление на власть и настойчиво идти к цели. Мы импульсивны в таких делах, предпочитая раз в 10 лет выйти на Майдан, чем ежедневно капать на мозги всегда не любимой нами власти. Вспомним, какой общественный резонанс вызвала переброска мусора из Львова в Киев в 2016 году. А ведь с тех пор ничего не изменилось, хотя было время построить 10 мусороперерабатывающих заводов. Регламентные и произвольные свалки сейчас занимают огромные территории. И это куда большая проблема, чем обсуждение законов о земле. Не установив правил взаимоотношений с окружающей средой, нет смысла говорить о том, кто будет собственником загрязненных гектаров.
Не хочу произносить трюизмов о значении чистоты земли, воздуха и воды. Мы не станем счастливыми и богатыми, погрязнув в отходах общества потребления. Прежде надо очиститься. Но как это сделать, если все правительства не реагируют на общественный запрос? Возможно, потому, что его выражение вяло, как движения рептилий в холодную погоду? Недавно некоторые мэры городов заставили свои службы выставлять контейнеры для разных отходов. Правда, вся диверсификация свозится к одному могильнику. Тоже пример легкого флирта с проблемой вместо ее решения.
Почему при всех общественных потрясениях мы мгновенно обнаруживаем плотные ряды полицейских сил, но находясь в состоянии национального бедствия, не замечаем работы государственной экологической инспекции? «Нам нужно экологическое «гестапо»» — в отчаянии воскликнула редактор «Дня», когда сухая весна вместе с безалаберностью двинули огонь на столицу. Действительно, мы исчерпали ресурс убеждения. Теперь, как в случае с обузданием пандемии, надо принуждать людей. Но уже не сидеть дома, а выходить с мешками, подчиняясь древнему инстинкту собирательства. По самым приблизительным оценкам, предстоит упаковать в них миллионы тонн осевшего за десятилетия неразлагающегося материала.
Но не надо впадать в отчаянье. Не нас одних на этой планете засосала опасная трясина рукотворного характера. Совсем недавно Лондон и его окрестности представляли собой зловонную клоаку, беспощадно изобличенную Питером Акройдом, написавшим объемные истории самых грязных городов: Лондона и Стамбула. В XIX веке грязь в них победил бизнес. Москва после войны с Наполеоном отстраивалась благодаря цементу из золы терриконов лондонских отходов. Британцы научились торговать ими, как ценным сырьем, перед этим освоив выгоды собирания кизяка для продажи своим и голландским фермерам. В это же время в Одессе городская дума издавала вердикты об экологической катастрофе, имея в виду тот же кизяк. Оказывается, с одной и той же бедой можно приобрести капиталы или несчастья. Так было и так есть, убеждаемся мы, присматриваясь к шведам и полякам, латиноамериканцам и австралийцам... Каждая страна и каждый город избавляется от грязи по-своему, хотя, конечно, существуют и общие технологии. Но не они сейчас важны. По-моему, загрязнения ликвидируют не столько технологии, сколько изменения в культуре обществ. За чистоту немцы начали бороться раньше англичан, сплотившись в одну нацию Putzfimmel (одержимые чистотой). Уже в 15 веке муниципальные законы обязывали немцев соблюдать Kehrwoche (недель подметания). «Чтобы город оставался чистым, каждый должен убирать свою грязь от своего угла на улице до следующего дома каждые 14 дней, но только ночью. Те, у кого нет туалета, должны приносить свои отходы в общую канализацию». Цитата из распоряжения штудгартского муниципалитета 1492 года. Японцы, благодаря древней религии Синто, еще раньше стали путцфиммелями, и их страсть к чистоте перешла во многие европейские культуры. В сегодняшних японских школах нет уборщиц. За чистотой в классах коридорах и туалетах следят дети. Как-то успевают они учить уроки, драя унитазы, что наши родители сочли бы издевательством. Но пора заимствовать культуру чистоты у других, если нет своей. Но не призывами и декларациями. Только постоянным давлением на власть и граждан. В Литве полиция штрафует каждого рыболова любителя и отдыхающего на природе, если в радиусе 10 метров вокруг него обнаруживает мусор. Не убрал свое или чужое, значит внутренне согласен находиться в грязи. Всего десяти метров личной ответственности и захваченного из дому мешка хватает для того, чтобы ощутить себя спасителем страны. Все не так уж сложно, когда мы действительно намерены жить иначе, чем до сих пор.
И пусть из правительственного репертуара уберут старую песню о нехватке средств и рабочих рук для большого дела. В стране огромная армия безработных. Для оплаты их труда государству легко найти деньги в казне и за ее пределами. Во-первых, платить людям все равно придется. Во-вторых, существует тысячи способов привлечения частных и зарубежных капиталов во имя масштабных проектов. Важно иметь волю, методологию и навыки общественной мобилизации. Даже если кто-то там наверху намерен продать страну, то давайте заставим их хотя бы придать ей товарный вид. Больше выручат, а чистота останется с нами.