Казнить нельзя помиловать
Зарегистрированы законопроекты, вводящие ответственность за коллаборационизмВ Верховной Раде в конце декабря зарегистрировали законопроекты, направленные на усиление и расширение ответственности за пособничество агрессору и сотрудничество с оккупантом.
Проекты законов уже вызвали бурю эмоций в экспертной, в общественной среде, в медиа и социальных сетях. И это только начало.
КОМИССИЯ ПО КОЛЛАБОРАЦИИ
Законопроекты «О защите украинской государственности от проявлений коллаборационизма» и о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно коллаборационизма и усиления ответственности за государственную измену) подготовила группа народных депутатов, среди которых Сергей Высоцкий, Андрей Левус и Дмитрий Тимчук.
Целью «антиколлаборантской» законодательной инициативы парламентариев является усиление ответственности за государственную измену и криминализация наиболее тяжелых форм коллаборации.
Коллаборационизм законодатели определяют как сотрудничество с врагом, содействие в осуществлении агрессивных действий, развертывании вооруженного конфликта против Украины, предоставление врагу помощи во время подготовки и проведения агрессии. Предлагается ввести проверку лиц, которые своими решениями, действиями или бездействием осуществляли, или способствовали осуществлению, мер, направленных на нанесение ущерба суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины. Главная задача этой инициативы - не допустить коллаборационистов к занятию должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления, к работе в правоохранительных и силовых структурах и на стратегических для экономики и безопасности государства предприятиях.
По замыслу авторов законопроектов, проверку будет осуществлять независимая Комиссия по рассмотрению фактов коллаборационизма - вспомогательный орган, созданный Президентом Украины для обеспечения реализации его полномочий в сфере национальной безопасности и обороны.
Соавтор проектов законов, юрист Ирина Лоюк отмечает, что документы разработаны на основе европейских практик. «Мы долго изучали, как построена эта система в цивилизованных странах. Мы взяли за основу и Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, изучили документы, определенную практику по борьбе отдельных стран с последствиями тоталитарных систем, признали, что определенные ограничения признаются присущими для демократического государства, взяли все эти ограничения и положили в основу закона» , - рассказала юрист на пресс-конференции в УНИАН 22 декабря.
Соавторами законопроектов также являются проукраинские активисты Донбасса, а ныне переселенцы - политолог, председатель правления общественной организации «Украинская народная рада Донетчины и Луганщины» Станислав Федорчук и ветеран АТО, кандидат исторических наук Виталий Овчаренко.
Проект закона «О коллаборационизме» могут рассмотреть в Верховной Раде Украины после принятия закона «О реинтеграции Донбасса». Как известно, законопроект «Об особенностях политики по обеспечению государственного суверенитета на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей» ВР приняла в первом чтении в октябре 2017 года. Рассмотрение во втором чтении должно было состояться еще до конца года, но Рада перенесла этот вопрос и вернется к нему, вероятно, во второй половине января.
ИНОГДА ОНИ ОСТАЮТСЯ
В предложенных законопроектах много спорных норм. Открытым вопросом, например, остаются критерии, по которым сотрудничество с агрессором в информационной сфере будет подлежать категории коллаборационизма. Но отдельные детали, в принципе, не являются главными при обсуждении этой темы. Камнем преткновения является в первую очередь общий подход: действительно ли Украине нужно тем или иным способом наказывать коллаборационистов и удастся ли ей это сделать на практике?
Это невероятно сложная дискуссия. А если учитывать, что речь идет о реинтеграции ранее оккупированных территорий путем достижения мирного соглашения, а не благодаря военной победе одной стороны над другой, планы наказания коллаборационистов выглядят еще более нереальными.
Можно изучить опыт прекращения вооруженного конфликта в Северной Ирландии.
Можно - настоящее Дейтонской Боснии и Герцеговины.
Точно интересным будут реалии Косово, где по плану международного сообщества создается сербская автономия с особым статусом - по сути, копия Донбасса после введения политической части Минских договоренностей.
А еще есть опыт мирной реинтеграции хорватского Придунавья. Он - не без оснований - считается наиболее успешным. Регион на границе с Сербией, включая знаменитый городом Вуковар, вернулся в Хорватию без особых статусов и стал полноценной Хорватией. Но были ли там наказаны проюгославские, просербские коллаборационисты?
Сразу надо отметить, что хорваты даже не задавались такой целью. Амнистия, которую применили хорватские власти, предусматривала прощение не только коллаборационистов, а также тех, кто воевал на стороне врага, но не совершил военных преступлений.
Хорваты, жители Вуковара, признаются: они были уверены, что те, кто поддерживал югославско-сербскую агрессию, и тем более те, кто воевал против Хорватии, поедут в Сербию, тем более, что действовала программа выкупа жилья у тех, кто хотел переехать. Но этого не произошло.
До сих пор наиболее травмирующей реальностью реинтегрированных территорий является необходимость жить рядом родственникам убитых и убийцам, жертвам насилия и их обидчикам. Ответ, почему так произошло, очень прост: военное преступление надо было доказывать в суде, но в большинстве случаев дело просто не могло быть рассмотрено в судебном порядке. В убийствах чаще всего вообще не было свидетелей, а в случаях осуществления избиения или изнасилования спустя годы после совершения преступления пострадавшие уже не могли предоставить доказательства, пригодных для проведения полноценного следствия. И это мы говорим о Хорватии, стране, правовая система которой соответствует всем стандартам ЕС и НАТО и где совершенно невероятно найти антихорватски настроенного следователя, прокурора или судью!
СЛУЧАЙ МЕРА- СЕПЕРАТИСТА
Даже когда речь шла о доказанной тяжелой коллаборации, причастности к военным преступлениям, задержать и судить преступника было крайне тяжело.
Славко Докманович был классическим сепаратистом и коллаборантом, как мы это себе представляем. Он из сербского села в Хорватии, Вуковаре. Был председателем местного Совета (Скупштины) Вуковара до войны и занимал должность мэра города во время войны, когда регион был частью сепаратистской Сербской Страны.
Ордер на арест Славко Докмановича был первым, который выдал Международный трибунал по бывшей Югославии. Экс-градоначальника Вуковара обвиняли в нарушении Женевских конвенций, законов и обычаев войны и преступлениях против человечности. В частности, речь шла о причастности к убийству 264 пациентов Вуковарской больницы.
Бывший мэр своей вины не признавал и скрывался от правосудия в Сербии. Арестовать и доставить в Гаагу его удалось лишь в результате сложной спецоперации. Спецагент Кевин Кертис из Великобритании сначала подружился с Докмановичем, а затем «выманил» бывшего градоначальника на хорватскую территорию, пообещал решить вопрос с продажей его недвижимости в Вуковаре. В Хорватии экс-мэра задержали и с мешком на голове отправили в Гаагу.
Через год после ареста, в июне 1998 года, Славко Докманович повесился на собственном галстуке и стал не только первым обвиняемым и первым арестованным трибуналом по бывшей Югославии, но и первым самоубийцей Гааги.
«Если посмотреть на это глазами тех, чьи близкие погибли, то жаль, что приговор так и не был обнародован, хотя мы уверены, что его признали бы виновным», - констатировал в свое время главный обвинитель МТБЮ Серж Браммерц.
А теперь можно спросить себя, какова вероятность того, что Украина сможет добиться наказания для коллаборационистов силами какой-то комиссии? А наказать коллаборационистов-преступников с помощью международных организаций, если решение о создании трибунала, подобного МТБЮ, надо принимать на Совете Безопасности ООН, где постоянным членом является Россия? ..
ТЯЖЕЛАЯ ПЛАТА ЗА МИР
Для хорватов реалии мирной реинтеграции с безнаказанными пособниками врага, или просто врагами, крайне тяжелы. Кто-то смирился с этим и говорит, что это такая плата за мир и сохранение тысячи жизней. Кто-то признается, что никогда не участвовал бы в продвижении мирного плана, если бы знал, что все закончится необходимостью жить рядом с преступниками, которые не были наказаны.
«Мы простили, но не забыли», - говорят жители ранее оккупированных хорватских территорий. В принципе, это и является универсальной формулой примирения в современном мире. Для прекращения войны стороны просто переворачивают военную страницу своей жизни и пытаются строить другую, мирную жизнь, даже если приходится делать это вместе с теми, кто еще вчера против тебя воевал.
Понятны все риски, которые возникают при реализации подобного сценария в Украине.
У нас не удастся повторить успех реинтеграции хорватского Придунавья, так как в Минске Украина согласилась с предоставлением особого статуса Донбассу, тогда как Хорватия сделала из бывших сепаратистских анклавов обычные хорватские провинции.
Нельзя построить на Донбассе и Северную Ирландию, так как по аналогии тогда бы пришлось отдавать ОРДЛО России, а этого даже в «Минске» не прописано.
Не будет у нас и Дейтонской Боснии и Герцеговины, где враждующим сторонам и после окончания боевых действий удается жить обособленно, как бы в параллельных мирах, а страной в ручном режиме руководят представители международного сообщества.
Но вполне реален сценарий Косово, где на последних выборах представители сербской общины были избраны не только в местные органы власти в регионе, который де-факто имеет особый статус, но и в парламент республики и вошли в центральное правительство. Нашлись свидетели, которые утверждали, что один из министров-сербов не только был коллаборантом, а даже воевал во время войны в сербской армии и, якобы, совершал военные преступления. Но расследование этого не подтвердило, и чиновник остался на своей должности.