Колхозый теленок не золотой
Зачем у могилы советской школы склоняют британские флагиКак же заставить наших людей не путать ощущения молодости с общественной формацией? А надо. Иначе человек будет полагать, что своим высоким либидо в прошлом обязан исключительно генеральному курсу партии. С образованием такая же картина. Кто-то (явно из Москвы, где все лучшее перешло из настоящего в прошлое) запустил в соцсетях байку, как англичане, подарившие миру практически половину из всех наук, искусств и литературы, решили вернуться в школьные годы, чудесные тем народным образованием, от которого до сих пор трудно избавиться нашим учителям. Ибо советское образование было схоластическим по содержанию и унизительным по форме, сосредоточившись не на пробуждении творчества подростков, а на требованиях усвоения всего спущенного из районо. Можно подтвердить эту мысль множеством примеров из личного опыта, но не стану углубляться в частности, избегая споров по мелочам с моими сверстниками, влюбленными в свои сельские школы позавчерашнего дня. Я, например, был влюблен в учительницу английского, но не отождествляю юношескую симпатию с устройством народного образования в стране.
За семь десятилетий непрерывного и всеохватного, как диспансеризация, образования, трехсотмиллионная страна не внесла почти никакого вклада в мировую науку и прогресс. Мы прожили за бортом цивилизации, предоставив другим народам создавать все то, что пришло к нам после 1991 года: в физике, химии, биологии, кибернетике, генетике, философии, включая презренный быт. Прошлые завоевания нашего разума ограничились атомной бомбой и созданием с помощью Запада уникальных промышленных монстров, пригодных только для плановой экономики. Таков итог прежней системы образования, сформированной вне современной эстетики и философии свободы. В человеке все должно быть прекрасно, – с чеховскими интонациями внушали детям учителя на уроках, а на переменах их ждали уличные сортиры, ничем не отличающиеся от лагерных, не в пионерском смысле этого слова. Факт и метафора, позволяющая понять диспропорции между школой артикулируемых идеалов и реальностью процесса обучения. Этот разрыв до сих пор не устранен.
Понятно, откуда родом легенда о переводе британского образования на советские рельсы, и понятно, почему она появилась именно сейчас. За последние полвека мировая экономика сформировала систему подготовки граждан для узких социальных и деловых сфер. На протяжении трех, четырех десятилетий везде понижался уровень общих знаний о жизни и гуманитарных дисциплин. В результате мы пришли к парадоксальной ситуации, когда человек может пользоваться достижениями XXI века, оставаясь дикарем по уровню непрофильных знаний и отношению к ценностям цивилизации. К тому же волны беженцев, людей из феодальных обществ, создали угрозу распространения невежества как массовой эпидемии. Именно поэтому образовательные программы не только в Великобритании, но и во Франции, Германии, США, Канаде предусматривают усвоение знаний о культуре своих стран уже не в прагматических аспектах подготовки специалистов, а в более широком смысле – воспитании граждан в культурных традициях своей истории. Кое-кому это показалось похожим на процесс выращивания советского человека, поскольку не все видят разницу между приобщением к идеологии и культуре. Но именно здесь пролегает пропасть между типами образования. При одних и тех же формальных признаках схожести процессов обучения в одном случае ребенок усваивает опыт лучших представителей цивилизации без исключений, а в другом, как это было с моим поколением, вписывался в искусственно созданную модель общества со множеством табу и запрещенных знаний. Даже простые вещи, вроде диктантов на знание грамматики, посвящались идеологии и мы выводили в своих тетрадях «Діти годували колгоспне теля» вовсе не случайно, а потому что самым существенным признаком домашнего животного была его принадлежность к колхозу, как, впрочем, и детей сельских школ.