Перейти к основному содержанию

Крымскотатарская революция: первый этап

08 апреля, 09:50

7 апреля исполнилось сто лет со дня чрезвычайно важного события в жизни крымскотатарского народа, события, которое знаменовало выход на историческую арену крымских татар как современной нации и способность молодой национальной элиты возглавить продвижение своего народа. Речь идет о Съезде мусульман Крыма, который избрал Мусульманский исполнительный комитет (Мусисполком).

К сожалению, эта дата в Украине была почти не замечена. В приложении к постановлению Верховной Рады Украины «О праздновании памятных дат и юбилеев в 2017 году», принятому 22 декабря 2016 года, где перечислены памятные даты и юбилеи, которые отмечаются на государственном уровне, содержатся среди прочих такие строки: «100 лет со времени проведения первого Курултая крымскотатарского народа (09.12.1917, по старому стилю - 26.11.1917)». И все в том плане, что касается крымских татар. А тем временем 7 апреля 1917 года (или же 25 марта по «старому стилю») произошло событие, которое в жизни Крыма значило не меньше, чем создание перед этим в Киеве всеукраинской Центральной Рады.

Но обо всем по порядку.

Политика Российской империи привела к катастрофическому уменьшению коренного населения полуострова. Если на момент аннексии Крыма в 1783 году там проживало около миллиона крымских татар, то в конце XIX века в Крыму прежде всего вследствие нескольких волн эмиграции их осталось меньше чем 200 тысяч (при высокой рождаемости, присущей крымским татарам). Это составляло около четверти всего населения полуострова (это население, кроме крымских греков, армян, караимов и крымчаков, за редкими исключениями состояло из колонистов). После установления российской власти и вынужденной эмиграции крымскотатарской элиты даже большинство духовных деятелей было неграмотным, тогда как в эпоху независимости в Крымском ханстве была высокая культура, в том числе и профессиональная. Как пишет современный французский мыслитель Ален Безансон, «в то время, как в Кремле развлекались созерцанием того, как медведь танцует на раскаленном листе железа, в Бахчисарае при ханском дворе играли комедии Мольера»...

Лишь с наступлением ХХ века судьба крымских татар становится несколько лучше. Не в последнюю очередь связано это с тем, что переселенцы из России так и не смогли овладеть целым рядом традиционных для полуострова отраслей земледелия. Между тем потребности в обеспечении овощами и фруктами, мясом и молочными продуктами как севастопольской военно-морской базы и судостроительного комплекса, так и многочисленных отдыхающих из разночинского среднего класса, которые появились в это время, были очень велики. Никто, кроме крымских татар, не мог удовлетворить эти потребности. Поэтому имперское правительство и господствующее российское дворянство вынужденно смирились с существованием крымскотатарского народа. Выросла не только его численность - началось формирование современной нации, которое вместе с тем стало крымскотатарским возрождением.

Связано оно прежде всего с именем выдающегося деятеля культуры и просветителя Исмаила Гаспринского. Он прилагал огромные усилия, направленные не только на возрождение своего народа, но и на решительное обновление основ его жизни. Гаспринский фактически создал новый литературный крымскотатарский язык; он начал издавать первую крымскотатарскую газету «Терджиман» («Переводчик»), которая вскоре стала известна далеко за пределами Крыма, и многие другие издания, в частности печатный орган мусульманской фракции Государственной Думы Российской империи газету «Миллет» («Народ») и журналы «Кадын» («Женщина») и «Алеми нисван» («Женский мир»). С именем Гаспринского связывают и распространение среди крымских татар светского школьного обучения, в том числе и для девушек, благодаря чему сформировалась новая генерация крымскотатарской интеллигенции, причем интеллигенции преимущественно светской, еще не слишком многочисленной, но хорошо образованной и влиятельной среди соотечественников.

А вместе с тем среди крымских татар имперская власть провоцировала серьезный конфликт. Ведь духовные лица на полуострове утверждались губернским начальством, а муфтий назначался министром внутренних дел Российской империи. Большинство крымских мурз и улемов было послушным орудием имперской власти и выдвигало в муфтии лиц, которые были удобны как для них, так и для власти. Для Петербурга наиболее важна была политическая лояльность, и вследствие этого, случалось, муфтиями становились персонажи, которые не знали даже основ ислама и не заботились о своем народе, а тем временем в распоряжении муфтия были немалые финансовые ресурсы и мощные рычаги влияния на соплеменников.

Впрочем, эта ситуация только добавляла энергии молодой крымскотатарской интеллигенции, которая начала думать не только об усилении эффективности культурнической работы, но и над политическими сюжетами - вплоть до восстановления в той или иной форме государственности своего народа. Революцию эта интеллигенция восприняла как исторический шанс для своего народа утвердиться на своей земле.

Оценки численности крымскотатарского населения в Крыму по состоянию на 1917 год противоречивы. Различные подсчеты дают цифры в 300 и даже 450 тыс. человек (от 30% до более 40% всех крымчан). Сразу после свержения царизма крымскотатарская молодая генерация, значительная часть которой тем или иным образом прошла школу Первой мировой войны, попыталась присоединиться к движению советов - самых популярных тогда на местах органов революционного самоуправления. Но как Симферопольский, так и другие советы на полуострове отказали им, сказав, что «национальным организациям мы представительства не предоставляем». Только на общих основаниях, от имени фабрик, заводов и воинских частей...

Это дало по-своему закономерный результат. 25 марта по инициативе известного просветителя и профессионального революционера Али Боданинского состоялось собрание крымскотатарского благотворительного общества, на котором был образован Временный мусульманский революционный комитет из 15 человек, занявшийся подготовкой съезда мусульман Крыма. 30 марта после торжественного молебна тысячи крымских татар на новом кладбище Симферополя присягнули на верность Временному правительству. А 7 апреля в Симферополе состоялся первый Всекрымский мусульманский съезд, на который собралось около 2 тысяч делегатов от 12 организаций. Заседание съезда вел Сеитджелиль Хаттатов, по специальности учитель, который перед тем избирался в Бахчисарайскую городскую думу.

Избранный на съезде Мусульманский исполнительный комитет возглавил только что назначенный этим же съездом на должность председателя Духовного правления - муфтием Крыма, Западной России, Польши и Литвы 32-летний богослов, юрист и публицист, автор крымскотатарского национального гимна под названием «Я присягнул» Нуман Челебиджихан (который еще выступал под именем Челеби Челебиев). Челебиджихан был избран на свой пост заочно (шла война, и он находился в составе российской действующей армии). Так же заочно на очень важный для Крыма пост главы вакуфной комиссии избрали другого офицера-фронтовика, 28-летнего юриста Джафера Сейдамета. Вакуф - это была недвижимость, приписанная к мечетям и религиозным училищам, ее нельзя было передать в частную собственность, главным образом земля. Без контроля за вакуфными землями невозможна была аграрная реформа. Речь шла о немалых доходах: более 90 тыс. гектаров земли и 800 тыс. рублей в ценах 1914 года.

Таким образом, молодая интеллигенция сконцентрировала в своих руках главные общественно-политические и религиозные рычаги влияния на соотечественников, фактически устранив с общественной арены традиционную крымскотатарскую знать, которая была перед этим послушным орудием имперской власти. Не случайно на съезде вспыхнул острый конфликт со спикерами реакционно-консервативных кругов. Один из лидеров этих кругов, бывший мэр Бахчисарая Сулейман Крымтаев был подвергнут общей обструкции и покинул съезд.

Мусисполком сначала не намеревался становиться чисто властным органом. Как объяснял Али Боданинский, который стал его секретарем, главным поначалу считалось «неуклонное стремление к организации демократических татарских масс, стремление к внедрению среди них сознательного и преданного отношения к идеям Всероссийской и, в частности, крымскотатарской революции, стремление стать во всех проявлениях татарской жизни центром не директивным и руководящим, а регулирующим и контролирующим».

Российское Временное правительство было вынуждено признать Мусисполком как орган национально-культурной автономии крымских татар. Но де-факто в сферу его компетенции по логике обстоятельств переходят все крымскотатарские дела - политическая деятельность, культура, религиозные дела, экономика, налоги. С 18 апреля Мусисполком официально стал управлять всеми делами крымских татар на полуострове и представлять крымскотатарский народ в отношениях с центральной властью. Исполком имел во всех уездных городах подчиненные себе местные мусульманские комитеты, а в селах - уполномоченных и сельские комитеты. То есть была создана вертикаль власти. Перед собой на первом этапе деятельности Мусисполком, подавляющее большинство в котором составляли социалисты разных направлений, поставил три главные задачи, как например: подготовку выборов в Учредительное собрание; школьную реформу; вакуфную, то есть земельно-имущественную, реформу. Впрочем, быстро выяснилось: для обеспечения реформ крымским татарам нужны собственные вооруженные формирования, газеты, суды и правительство. Но это уже сюжеты лета 1917 года; там тоже есть памятные даты, которые заслуживают празднования во всеукраинском масштабе и правительством, и общественностью...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать