Кто будет пятьдесят восьмой?

Сделаем допущение. Если бы у нас в борьбе за президентский пост сошлись похожие на Клинтон и Трампа люди, то бьюсь об заклад, безусловным победителем вышел бы козырный парень. Не из-за нашей любви к простым ответам на сложные вопросы, и твердой вере в страстные обещания всего хорошего. Раз Америка смутилась в выборе между умной женщиной и напористым мужчиной, то мы тем более оконфузимся. Давайте поразмышляем о главной интриге этого года, находя в ней полезные смыслы и по эту сторону Атлантики.
Хиллари Клинтон и Дональд Трамп - противоположности прошлого века. Почти одногодки, раскрывшие себя далеко не в юном возрасте. Она – воплощение политической аристократии времен холодной войны. Он – яростный прагматик постмодернизма, преданный американской мечте с изображениями Бенджамина Франклина. Кто из них будет рулить планетой в переломное время, когда грядет новое переселение народов? Что представляют двое стареющих людей с явными гендерными предпочтениями? Он недолюбивает женщин, она – мужчин. Он декларирует понятные электорату запреты по абортам, эмигрантам, ЛГБТ сообществам и мусульманскому экстремизму. Она склонна к либеральным ответам. Он плюет на общественное мнение, управляя им, она идеализирует электорат, подкупая его испытанными приемами американского истеблишмента. Они, безусловно, разные люди, хотя вышли из зажиточных семей. У Трампа – немецкие корни и детство в доме крупного девелопера Фреда Трампа с далеко не безупречной репутацией налогового комбинатора и расистского симпатика. У Клинтон – 100-прцентное англосакское происхождение и взросление в семье методистов из Чикаго, владевших текстильным бизнесом. Он с юных лет окунулся в частное предпринимательство, и несмотря на обучение в Нью-Йорском военном колледже, остался вне государственной службы, отвертевшись от призыва во время Вьетнамской войны. Она же со школьной скамьи участвовала в общественной жизни и всегда жила на виду. Хиллари Клинтон – профессиональный политик, принадлежащий управленческому бомонду с младых ногтей. Дональд Трамп - любитель, работавший во многих отраслях и не привязанный к чему-то одному. За его спиной шесть банкротств, и журналисты «Вашингтон пост» не случайно назвали его смесью бахвальства, провалов и реальных достижений. Этим он и нравится электорату. Трамп – большой грузовой корабль, остающийся на плаву с крупными пробоинами в борту. Клинтон по сравнению с ним – круизный лайнер премиум класса. Вызывает восхищение, но не всякому по карману оказаться на его борту.
Волна разочарований в правящих элитах, захлестнувшие многие страны, докатилась и до США. Трамп, как американский Brexit. Он отвечает на социальный запрос строительства преуспевающих экономик в отдельно взятой стране наперекор глобализму. Одновременно претендует вновь сделать Америку великой, повторяя за Рональдом Рейганом "Let's Make America Great Again". Клинтон олицетворяет эволюционный курс на модернизацию общества и международной политики США методами жесткой дипломатии слабого пола. "Hillary For America" звучит, как посвящение и констатация ее личных обязательств перед страной. Две разные платформы, насыщенные редкими для выборов в США альтернативами. Но обе, увы, уже принадлежит прошлому. Проблемы, с которыми сталкиваются Клинтон и Трамп, не разрешатся по рецептам, известным 57 президентам США. Нельзя повторить успехи Рейгана в сокращении полюсов нашего мира. Нельзя модернизировать курс Обамы, придав ему большую жесткость. Нужен новый взгляд на современный мир, в котором сексизм, расизм и экстремизм , как и другие темы нынешних предвыборных спичей, являются лишь следствием более значимых и глубоких процессов. Могут ли реагировать на них нынешние претенденты на кресло в Овальном кабинете? Этого никто не знает. Билл Клинтон, который занял его в начале 90-х, никогда не пользовался компьютером, и за годы своего президентства отправил всего два e-mail сообщения. Но именно при Билле Клинтоне американские компании сделали огромный прорыв в информационных технологиях и первый сайт Белого Дома появился тоже при нем. Роль личности президента в истории супердержавы имеет иное значение, чем в странах авторитарного склада власти. Уоррен Гардинг проигрывал в карты имущество Белого Дома и крутил романы, как и Джон Кеннеди. Линдон Джонсон был невероятным хамом и страдал манией величия. Гровер Кливленд изнасиловал женщину, Эндрю Джонсон был пьяницей, Джимми Картеру чудились инопланетяне. Особенности поведения Рональда Рейгана, и Джорджа Буша, вообще, запечатлены в кинохронике. Тем не менее. Америка идет дорогой свободы и демократии. Президентские тайны, скандалы, странности и выходки ей не мешают быть признанным лидером планеты. Потому, что сдвиги черепицы в верхней части крыши не влияют на водонепроницаемость и конструкцию здания. Если все сделано правильно. Наконец, независимо от должностей, которые занимает человек, он остается человеком, с присущими ему грехами и слабостями. Идеальные политики бывают только в раю, если они туда попадают.
Сегодня весь мир с замиранием сердца следит за выборами в США. Еще бы! Если мы наблюдаем на футбольном поле за игрой 22 миллионеров, то за двумя соискателями триллионных бюджетов следить еще интереснее. Как изменится политика, в случае победы ее или его – вопрос риторический. Политику США определяют не персоны, будь они людьми вольных или строгих правил. Ее продиктуют мировые рынки и глобальные вызовы. Поэтому желательно не строить иллюзий и планов по поводу итога предвыборных состязаний, а думать, как приблизить перезагрузку власти у нас, где выражение лица первого человека определяет самочувствие всех остальных. Иными словами, американский президент, он или она, сделает для нашей страны гораздо меньше, чем тот украинский, пол и возраст которого мы пока не знаем.