Куда пойдет Московский патриархат в Украине
Принятый Верховной Радой и подписанный президентом Петром Порошенко закон «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях »относительно названия религиозных организаций (объединений), которые входят в структуру (является частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой находится за пределами Украины в государстве, которое законом признано таким, которое осуществило военную агрессию против Украины и/или временно оккупировала часть территории Украины», вызвал настоящий переполох в Москве. А Украинская Православная Церковь Московского Патриарха стала единственной религиозной организацией в Украине, которая выразила протест против принятия закона как, якобы, «неконституционного» и «дискриминационного», «нарушающего свободу вероисповедания», ущемляющего права верующих и ставящих их в неравноправное положение, и призвала президента Украины его не подписывать, но Порошенко московских православных не послушался. Между тем, в тексте закона название УПЦ МП вообще не фигурирует. Там говорится только о религиозной организации, которая непосредственно или как составная часть другой религиозной организации является частью религиозной организации, руководящий центр которой находится за пределами Украины в государстве, которое признано осуществившим военную агрессию против Украины и временно оккупировало территорию Украины. Такая организация обязана в своем полном названии, указанном ею в уставе, отражать принадлежность к религиозной организации за пределами Украины, в которую она входит, путем обязательного воспроизведения в своем названии полного уставного названия такой религиозной организации с возможным добавлением слов "в Украине" и/или обозначения своего места в структуре иностранной религиозной организации. Поскольку единственным государством, осуществившим агрессию против Украины и оккупировавшим часть украинской территории, является Россия, а единственной религиозной организацией в Украине, которая является частью российской религиозной организаций, а конкретно – Русской Православной Церкви, патриарх которой сидит в Москве – столице России, является УПЦ МП, то никакой двусмысленности в тексте закона на самом деле не возникает. Но переименовываться представителям Московского патриархата в Украине, ох, как не хочется. И на то есть весомые причины. Сегодня названия двух действующих в Украине церквей очень похожи: поместная Православная церковь Украины и Украинская православная церковь. Эти церкви, естественно, ведут борьбу за паству. И в этой борьбе до сих пор представители УПЦ МП убеждали своих прихожан, что они – настоящая самостоятельная Украинская церковь, да к тому же каноническая, в отличие от «филаретовых раскольников». Тут, правда, публикация архивов КГБ Латвии еще раз доказала, что все сколько-нибудь значительные иереи Московского патриархата – давние агенты госбезопасности. Подозреваю, что публикация аналогичных архивов по Украине дала бы еще более высокий процент агентуры ФСБ в промосковской церкви.
Теперь же УПЦ МП придется называться примерно так – Русская Православная Церковь в Украине. Тут для представителей Московской патриархии неприемлемо все, включая словосочетание «в Украине», поскольку в УПЦ МП с упорством, достойным лучшего применения, отстаивают российский вариант «на Украине», сохраняющийся еще со времен Российской империи и тешащий самолюбие имперцев, привыкших видеть в Украине только окраину империи. Но и называться впрямую Русской православной церковью руководство УПЦ МП тоже очень не хочет. Ведь тогда структуры, подчиненные Московскому патриархату, будут однозначно восприниматься на украинской территории как представляющие иностранную православную церковь. А, значит, все попытки играть в самостоятельность, призванные привлечь на свою сторону украинских верующих, пойдут прахом.
Собственно, сейчас Московский патриархат в ситуации с украинской автокефалией оказался перед выбором, в котором обе альтернативы для Москвы – плохие. Можно, конечно, пойти по пути выполнения требований украинского законодательства и переименовать УПЦ МП. Но это не только будет способствовать подрыву ее влияния на верующих, но и, с точки зрения Кремля, будет означать настоящую капитуляцию РПЦ перед Киевом. А к таким унижениям коллеги Путина в российском православии не привыкли. Поэтому более вероятным представляется другой сценарий, конфронтационный. По команде из Москвы (иначе представители патриарха Кирилла в Украине и не работают) Украинская православная церковь Московского патриархата сохраняет прежнее название и отказывается перерегистрироваться в соответствии с украинским религиозным законодательством. Таким образом, ее существование в Украине становится нелегальным. Это со всех точек зрения хуже, чем, например, статус неканонической церкви. Вспомним, что и Украинская православная церковь Киевского патриархата, и Украинская автокефальная православная церковь до недавнего времени не являлись каноническими, что, однако, не мешало им в течение многих лет беспрепятственно работать на украинской территории. А вот в случае придания УПЦ МП в Украине нелегального статуса, ее деятельность в стране будет серьезно затруднена. Прежде всего, встанет вопрос о собственности и аренде культовых зданий и сооружений. Раз Русская Православная церковь в Украине перейдет на нелегальное положение, она не сможет осуществлять права собственности на церкви и другие здания или арендовать их. Вероятно, УПЦ МП будет ликвидирован, а его имущество перейдет Украинскому государству, которое, в свою очередь, сможет передать его в собственность или в аренду Православной Церкви Украины. Вот это уже может теоретически привести к столкновениям между сторонниками двух церквей из-за храмов. Такое развитие событий было бы выгодно Кремлю, поскольку могло бы привести к определенной дестабилизации обстановки в Украине в период проведения президентских, а затем парламентских выборов. Однако в те несколько месяцев, что развивается конфликт вокруг украинской автокефалии, промосковская церковь в Украине так и не продемонстрировала своей способности поднять на протестные выступления сколько-нибудь значительное число людей. Дело в том, что ситуация сейчас коренным образом отличается от ситуации 2014 – начала 2015 годов. В Украине наиболее активные сторонники «Русского мира» либо погибли в боях, либо оказались в украинских тюрьмах, либо эмигрировали в Россию и на оккупированные украинские территории – в Крым, ДНР и ЛНР. Да и украинская граница с Россией и линия разграничения на Донбассе все же за эти годы стали менее прозрачными. А в отсутствие активистов-боевиков действительно массовые выступления в защиту Московского патриархата представляются маловероятными, хотя их, возможно, хватит, для создания соответствующей «картинки» на российских телеканалах.
Многое будет зависеть и от действий украинских властей на местах. Если они не будут форсировать передачу храмов УПЦ МП поместной церкви, а будут проводить это только тогда, когда в данном населенном пункте за это будет выступать явное большинство верующих, сколько-нибудь значительных эксцессов, по всей вероятности, удастся избежать.
Борис CОКОЛОВ, профессор, Москва