Перейти к основному содержанию

Лучшие из худших

20 января, 17:04

22 января 2018 Украина будет праздновать 100-летие провозглашения независимости. Ну как праздновать? Скорее, делать вид, что события вековой давности не имеют для современной Украины особого значения. 22 января не было объявлено государственным праздником. Не произойдет торжественного заседания парламента в доме Учителя – прежнем здании Центральной Рады. Президент и премьер-министр не будут обращаться к украинскому народу с Софийской площади. Дата якобы и есть. Но в современном официальном мировосприятии история независимой Украины начинается с распада Советского Союза. Независимая Украина, которая борется сейчас за свое существование, в представлении многих является осколком хищной империи зла. Более того! Многие высказываниями о том, что не стоит углубляться в историю, только закрепляют оторванность Украины от ее корней. Ну что ж. Кажется, пришло время поговорить о наинаболевшем - об элитах и ​​их роли в создании государства.

Во времена национальных вызовов элита должна быть национальной. Общество уверено, что страной руководить должны только те, кто ставит интересы государства выше собственных. С этим трудно спорить. Но этого мало. Национальные элиты - это те, кто стремится к победе для страны потому, что не видит без этого личной победы для себя. Более того! Победа страны - их собственная история успеха. Они просто не способны посрамить страну, ведь это станет их личным позором.

Британцы всегда голосуют за Черчилля. Даже если голосуют против него. У чехов есть Гавел и они выбирают либо не выбирают его. Так, к примеру, Дональд Трамп в своей предвыборной кампании пытался говорить о себе как о новом Рейгане. Поэтому одна часть американцев, которые были согласны с этим сравнением, голосовали «за». Они очень хотели, чтобы в первое американское кресло вернулся блестящий Рональд. Вторая часть видевших в Трампе нового Рейгана голосовала «против». Просто им не нравился Рейган. Третья часть вообще не видела в Трампе никакого Рейгана, поэтому голосовала или не голосовала за него. С выдающимися государственными деятелями прошлого общество всегда может сравнить современного политика и предоставить или не оказать ему свою поддержку.

Отрицательные персонажи тоже являются примерами для сравнения. За кого-либо, кто похож на отрицательный персонаж, не голосуют. Или голосуют, если страна сошла с ума. У современной России есть Иван Грозный и Сталин, отношение к которым большинства общества определяет разницу между "людоедскими" или "вегетарианскими" временами. Современный российский избиратель ценит Путина за то, что тот возрождает культ вроде как вождя народов. Но в 2000-х КГБист Путин пришелся по вкусу российским либералам тоже из-за удачного сравнения. Молодой энергичный премьер Путин тогда казался многим едва ли не антитезой темным временам "застоя". Один и тот же политик в своей политической жизни ассоциировался как с сильной рукой, так и с модернизацией.

Украинцы же до сих пор не имеют собственных представлений о том, каким должен быть представитель национальной элиты. Или хуже: искренне уверены, что никого выдающегося в украинском государственном никогда и не было. Что сравнивать просто не с кем. Поэтому украинское сравнения - это всегда выбор между «Витей или Юлей», «Петей или Мишей».

Все известные теории элит отстаивают социологическую концепцию, согласно которой общество делится на избранное меньшинство - активную руководящую верхушку из формальных и неформальных лидеров и пассивную массу, которая хочет-не-хочет, но должна повиноваться. Таким образом, пара "элиты-массы" представляет собой определенный симбиоз. Одно невозможно без другого, одно влияет на другое. Даже если нам всем не нравятся люди, которых мы ежедневно видим по телевизору, они все равно есть элитами. Потому что своими решениями, вкусами и интересами формируют тот мир, в котором мы все живем.

Среди огромного количества определений понятия "элита" наиболее распространенное следующее: элита - это небольшая группа людей, контролирующая богатства, привилегии, политическую или экономическую власть, а также являющаяся носителем знаний и навыков в обществе. Последнее утверждение может показаться странным. При чем здесь знания и навыки? Но стоит включить телевизор, чтобы понять, что общие мысли, культурные вкусы и стандарты поведения тоже формирует небольшая группа, которая доминирует сегодня в информационном пространстве.

Вся история человечества - это круговорот власти в общественном пространстве. Есть человечество, есть власть, есть властная элита - небольшая группа избранных и лучших, которые осуществляют власть. Вот тут я предвижу очередную волну скептицизма. "Вы давно этих уродов в телевизоре видели? Разве они лучшие из нас?» К сожалению, да. Стандарты, то есть образцы типичного представителя власти, задаем мы с вами. Это мы называем революцией тот день, когда приводим к власти кого-то, кого сознательно считаем лучшим из тех плохих.

Мы уже привыкли к тому, что общество недовольно правящим классом. Что буквально через полгода после выборов уже почти невозможно найти тех, кто все же голосовал за опостылевших власть имущих. Но мы редко задумываемся, почему так. Давайте вспомним, что говорилось о Петре Порошенко перед выборами? "Он олигарх, но лучший из того, что есть". Лучшие из худших - это самые-самые уродливые. Так стоит ли удивляться, что снижение электоральной поддержки после избрания политика на должность в Украине приобретает формы безумной ненависти? Это мы принимаем как данность то, что властители лживые, вороватые и жестокие. Это мы с вами заранее согласились, что к власти в Украине приходят худшие из нас. Мы имеем именно такие элиты, которых заказывали во вселенной. Для смены элит требуется изменение ожиданий от элиты. "Крепкий хозяйственник", "стоял на Майдане", "создал рабочие места и по крайней мере второй свой миллион нажил почти честно" - все это не может быть критерием для общества, которое ведет борьбу за свое выживание с иностранным агрессором. Формированию настоящей национальной элиты в Украине мешают пренебрежение к собственной истории и культурный аутизм, до сих пор насаждаемые враждебной империей-захватчиком.

 Для того, чтобы мы с вами выбирали между Юлей и Витей или Петей и Мишей, для того, чтобы бредни проплаченных экспертов воспринимались на веру и формировали в Украине повестку дня, нужно, чтобы в воображении народа никогда не восставали такие образы, как Липинский, Франко, Скоропадский, или Грушевский и сотни - тысячи других лучших представителей нации. Враг знает, что для формирования национальных элит необходимы для только национальная идея, но и национальные деятели, которые стали образцом для сравнения. Язык, культура, история во времена национального возрождения - это не просто абстрактные понятия. Они становятся указателем, который определяет стандарты. Когда украинцы начнут искать настоящих лидеров, мыслителей, деятелей не в предвыборных списках или в студиях пророссийских телеканалов, а в собственной истории - начнется формирование национальных, а не постколониальных элит. Тогда на место постсоветских обжор-бюрократов и "братков 90-х" придут другие. Настоящие. Те, для кого создание Украины - это дело собственной чести.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать