Истина — пробный камень самой себе и лжи.
Бенедикт Спиноза, нидерландский философ, ученый, политический и религиозный мыслитель

Малороссийский демарш на «Русском соборе»

Или О выступлении «своего в Москве и Петербурге» Петра Толочко в Кремле
6 ноября, 2018 - 10:46

Сборище российских шовинистов под названием «Всемирный русский народный собор», которое прошло на прошлой неделе в Кремле, не обошлось без высокопарного выступления малоросса. Я не хочу никого оскорбить — этот персонаж сам считает себя принадлежащим к племени малороссов, преданных «великой России». А вместе с тем он фигурировал на этом сборище как академик Национальной академии наук Украины, почетный директор Института археологии НАНУ и выступал якобы от имени миллионов единомышленников из Украины. Речь идет о Петре Толочко, в прошлом известном археологе, а в то же время — одном из гонителей выдающегося украинского ученого Михаила Брайчевского.

Вот некоторые ключевые положения выступления Толочко на языке оригинала.

«...Я считаю себя частицей Русского мира. Русский мир начинался не с Московского царства. Он рождался на берегах Днепра, на древней Киевской Руси. Когда первые летописцы и первые богословы пытались осознать, что такое Русь, они идентифицировали это огромное пространство от Новгорода до Киева, от Карпатских гор до Волго-Донского междуречья как единое православное русское пространство. Митрополит Иларион, сподвижник Ярослава Мудрого, в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» говорит, что русские князья «не в худой и неведомой стране владычествоваша, но в Русской, яже ведома и слышима всеми четырьмя концами земли». Таким осознавалось это огромное пространство в полтора миллиона квадратных километров... Уверен: даже если бы не было всей нашей последующей истории, если бы случилось так, что моя родная Украина осталась в составе Великого княжества Литовского или Польши, то и в этом случае мы имели бы полное право причислять себя к Русскому миру... Немыслимо православное просвещение на Украине, в Малороссии, и в России без взаимодействия Киево-Могилянской академии и московской Греко-латинской академии... Думаю, мы не можем себе представить и советскую историю без наших малороссов, наших украинцев. Сидели тут, даже в Кремле, управляли огромной страной, и я считаю, что безнравственно сегодня нам, украинцам, отказываться от этой нашей общей истории... Хотел бы надеяться, что время нестроения завершится и история вырулит на столбовую дорогу. Не знаю, что нам делать в Брюсселе или Вашингтоне, я там чужой, но я свой в Москве и Петербурге, и таких в Украине миллионы. Мне приятно, что процесс нашего соработничества, начавшись Бог знает когда, не заканчивается и сегодня. Сейчас в зале сидит Василий Семенович Лановой, и он мне сказал: «Ну що, почекаємо ще трошки?» Подождем еще немного? Думаю, подождем. Историческая правда не позволит разорвать наш кровный союз восточнославянских братских народов!»

Понятное дело, патриарх РПЦ Кирилл подбодрил известного малоросса: «Очень важно, что это слова ученого, а не политика. Человека, который изучает источники и ясно, с научной точки зрения, представляет себе картину нашего национального генезиса, «откуда есть пошла Русская земля»... Конечно, то, что сейчас происходит, — это очень опасный политический процесс. Но в его основе — ложная историософия и подтасовка исторических фактов. Поэтому наш самый важный и правильный ответ всем тем, кто пытается разрушить наш мир, — это ответ, который мы должны черпать из нашей истории. И то, что Вы, Петр Петрович, столь открыто обозначаете свою позицию, в том числе на Украине, свидетельствует о том, что Вы не только замечательный историк, но и очень сильный человек, преданный науке, преданный исторической правде».

О «преданности исторической правде и науке» Кирилл, как говорится, загнул. Чтобы понять степень фальсификации исторической правды в выступлении академика, для начала стоит перечесть еще раз приведенную им «цитату» из «Слова о законе и благодати», а затем обратиться к оригиналу:«Не въ худѣ бо и невѣдомѣ земли владычьствоваша, нъ въ Руськѣ, яже в  дома и слышима есть всѣми четырьми конци земли». Теперь прочитаем это предложение так, как его читали в Киеве древнеруського периода: «Не в худий бо и невидомий земли владычьствоваша, но в Руський, яже видома и слышима есть всими четырьми конци земли». Почувствовали разницу? Вот то-то и оно. И вообще: употребление слова «русский» по отношению к событиям Х века — это нонсенс. Выдающийся исследователь культуры древней Руси академик Дмитрий Лихачев предлагал в 1990-х ввести в русский язык слово «русьский», «русьская», «русьское» для обозначения реалий всего исторического периода до Куликова поля. Это, настаивал он, необходимо для языкового размежевания Руси и России, поскольку речь идет о принципиально разных феноменах. С ним не согласилась официальная наука: а как же тогда России приписывать себе украинскую и белорусскую, а заодно и молдавскую, эстонскую, латвийскую, эстонскую и финскую историю (так как предки этих народов либо прямо входили в состав древнеруського государства, либо платили ему дань)? Неважно, что Лихачев, историк культуры и филолог мирового уровня, досконально знал свой предмет — политическая целесообразность оказалась превыше всего. Кстати, Несторова «Повѣсть времяньныхъ лѣтъ» — если транскрибировать это название, как оно читалось в стольном Киеве, то выйдет «Повисть времяньных лит», — повествовала, откуда пошла «рускаӕ землѧ», иначе говоря, «руська» или «руськая». Свод законов княжеского государства зовется россиянами «Русская правда», а на самом деле это была «Правда роусьска». А «князь Владимир» на самом деле так никогда не звался — это «Володимѣръ» той и других летописей, в киевском тогдашнем прочтении — «Володымир» и «Володымыр».

Ну, а что касается церкви, то действительно Руськой может быть только Киевская церковь, которая по своим традициям и мировоззренческим ориентирам существенно отличалась и отличается в настоящее время от Московской. Охочие почувствовать эту разницу могут перечитать Шевченковский «Журнал», где он, искренне верующий христианин, не жалеет негативных эпитетов для обозначения российского православия...

Собственно, выступление академика Толочко научно основательно было дезавуировано еще до самого этого выступления — изданной «Днем» книгой «Сила м’якого знака, або Повернення Руської правди». Однако, как уже было сказано, речь идет не о науке, а о холопском пресмыкательстве непритворного малоросса перед «кремлевскими чекистами». Чего стоит только идейная солидарность Петра Толочко с российским актером Василием Лановым, активным сторонником «Новороссии» и оккупации Россией Крыма, персонажем, который в начале лета 2014 года в Крыму порадовался, что теперь ему «не придется говорит в Керчи на украинском». Вот такое «братство народов» нам готовят — при компрадорском соучастии Толочко и Ко — «Всемирный русский народный собор», Путин и Кирилл.

Грустно и гадко, дамы и господа. Еще и потому, что это выступление академика и почетного директора добавит аргументов тем, кто считает — НАНУ не способна к реформированию, поэтому надо отметить ее столетие, а затем разогнать или по крайней мере выселить существенно сокращенные ее структурные единицы из центра Киева куда-нибудь на задворки, так как академическая «пятая колонна» вдохновляет на антиукраинскую деятельность достаточно большое число музейных работников, которые говорят о «Древнерусских князьях» и «Русской земле» в Х веке...

Газета: 
Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments