«Матильда»: карты на стол!
Пропагандистская кампания в радикально-православном духе, инициированная депутатом Госдумы и экс-прокурором оккупированного Крыма Натальей Поклонской, как представляется, будет сопровождать многострадальную «Матильду» Алексея Учителя вплоть до премьеры, назначенной на 26 октября. Ультраправославная общественность организует мероприятия против фильма, о содержании которого не имеет никакого внятного представления, по всей России. Не беда, что акции не слишком многочисленные. Так, на «молитвенное стояние» против «Матильды» в Омске под лозунгами «Народ имеет полное право на защиту своих святынь. Требуем не допустить проката фильма «Матильда», «А. Е. Учитель, руки прочь от русского царя!», «Хватит издеваться над русскими» из заявленных 70 участников пришли только 20. Что забавно, омская полиция на голубом глазу утверждает, будто молитвенное стояние было посвящено исключительно традиционным ценностям, а вовсе не являлось протестом против фильма «Матильда». Похоже, власть, по крайней мере, на низовом уровне, не знает толком, как себя вести и как реагировать на кампанию против фильма Учителя.
Ставка у противников «Матильды» – на расширение географии выступлений против фильма и на откровенный шантаж владельцев сетей кинотеатров. Им угрожают поджогами и иными диверсиями в случае, если они рискнут прокатывать фильм Учителя. За этими угрозами стоит организация с громким названием «Христианское государство», явно позаимствованным у коллег-исламистов. В Екатеринбурге один кинотеатр уже подожгли. А в Петербурге бросили пару «коктейлей Молотова» в офис киностудии Учителя. И это имеет эффект. Несколько крупнейших сетей от «Матильды» уже отказались, а ее предпремьерный показ в московском «Иллюзионе» был в последний момент отменен без объяснения причин.
Руководители «Христианского государства» - люди интересные. Один из них, Мирон Кравченко, официально именуется «руководителем Христианского государства по Центральному региону, Москве и Московской области». Он неоднократно бывал в Украине и летом 2015 года выступил одним из организаторов созданного там «Антипутинского информационного фронта», который декларировал своей целью «донесение до жителей РФ и народов, пострадавших от путинского режима, информации, которая разоблачит ложь Кремля». В начале XXI века Кравченко был членом нескольких российских движений праворадикального толка, затем вроде бы собирался сражаться за украинцев на Донбассе, но передумал, и в конце концов присоединился к «Христианскому государству». А формальный лидер организации Александр Калинин уверял корреспондента радио «Свобода», что в «Христианском государстве» лишь 350 активных членов, не считая их родственников. Если он и приуменьшил, из соображений конспирации, реальное число членов ХГ, то вряд ли намного.
И эта организация не выглядит созданной при участии ФСБ. Скорее ее члены действительно находятся в оппозиции к Путину с ультраправых и с ультраправославных позиций. Российские спецслужбы наверняка осведомлены об ее деятельности и имеют в ее рядах свою агентуру. Однако, в силу явной маргинальности «Христианского государства», власти не чувствуют угрозы для себя с его стороны. Тот же Калинин провозглашает: «Идеальным государством была бы монархия в границах Советского Союза, в которой есть вера в Бога». И подчеркивает при этом, что государство это должно быть тоталитарным религиозным государством, вроде современного Ирана. Вздыхает при этом: «Нам бы Ивана Грозного». И предрекает кинотеатрам, рискнувшим показывать «Матильду», страшную судьбу: «Каждый день будет так: покажут фильм в кинотеатре, завтра он сгорит; покажут фильм в другом кинотеатре — и он сгорит».
Если бы подобное позволил себе произнести кто-нибудь из лидеров внесистемной оппозиции, то немедленно отправился бы в места не столь отдаленные. Но православным радикалам подобное пока что сходит с рук. На местах их преследование затрудняется тем, что они во многом используют те же лозунги, что и действующая российская власть, но только придают им радикально-тоталитарное звучание. Это касается и борьбы с сексуальными меньшинствами, с либералами, с демократическими ценностями и, наконец, классической триады: самодержавие – православие – народность. В этой триаде под самодержавием Путин видит исключительно себя, а «Христианское государство» - некоего идеального монарха, но точно не Путина. Хотя прямо о своей оппозиции действующему президенту не заявляет. Поэтому на местах без четко поданной команды из Москвы окоротить православных ультра не спешат. А команды все нет. И это неслучайно.
Даже российский министр культуры Владимир Мединский выступил в непривычной для себя роли ревнителя свободы творчества и обрушился на Поклонскую с гневной отповедью и требованием прекратить кампанию против «Матильды». Но крымский экс-прокурор, воображающая себя православной Жанной д’Арк (или Марин Ле Пен, кому как нравится), капитулировать не собирается. Значит интрига, как и задумано, будет сохраняться вплоть до 26 октября. Ее смысл в том, что в Кремле, по всей вероятности, решили по максимуму разыграть карту православного радикализма, которую самостоятельно, не спросив согласия сверху, начала разыгрывать Поклонская. Идея состоит в том, что Путина накануне его ожидаемого выдвижения на очередной президентский срок следует представить в качестве единственного гаранта основ культуры, религии, цивилизации и демократии, пусть даже в ее российском «суверенном» варианте, против православного мракобесия.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже заявил, что «пока президент этот фильм не смотрел. Вместе с тем, скоро фильм выходит в прокат, мы все его ждем, это фильм разрекламированный». Так что нельзя исключить, что перед премьерой «Матильды» какие-то репрессивные меры против «Христианского государства», «Царского креста» и прочих православных маргиналов все же будут предприняты. Отзывать прокатное удостоверение «Матильды» никто не будет, а киносети, уловив сигналы из Кремля, дружно наберутся смелости и начнут прокатывать крамольный фильм, в котором, положа руку на сердце, никакой крамолы в действительности нет.
Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва