Перейти к основному содержанию

Москва – Вашингтон: новая попытка давления

03 января, 13:26

Телефонный разговор российского и американского президентов, который по московскому времени происходил в ночь с 30 на 31 декабря, состоялся по инициативе Владимира Путина. Для него этот разговор имел прежде всего пропагандистское значение и в преддверие его новогоднего обращения к россиянам должен был продемонстрировать, что с ним, Путиным, в мире считаются, и сам президент США вынужден с ним по его просьбе-требованию разговаривать, перед тем как сесть за новогодний стол! Байдену этот разговор в принципе был не нужен, и он согласился на него только для того, чтобы Америку не обвинили в отказе от диалога с Россией, а сам Байден неоднократно подчеркивал важность такого диалога. Разговор, как и ожидалось, никаких видимых результатов не принес. Но определенная тенденция прослеживается. Согласно российской версии разговора, главной темой беседы стала реализация договорённости о запуске переговоров по предоставлению юридических гарантий обеспечения безопасности России, причем «результатом совместной работы должны стать твёрдые правовые гарантии, исключающие продвижение НАТО на восток и размещение угрожающих систем вооружения в непосредственной близости от российских границ. Акцентировано, что безопасность каждой страны может быть обеспечена только на основе строгого соблюдения принципа неделимости безопасности». Что такое «неделимость безопасности» - понять вряд ли возможно, хотя бы потому, что столь же неясно, что такое «делимость безопасности». Остается надеяться, что, в отличие от своей пресс-службы, Путин использовал в разговоре с Байденом более понятный язык.

Было подтверждено проведение российско-американских переговоров в Женеве 9–10 января, дискуссии в рамках Совета Россия – НАТО в Брюсселе 12 января. 13 января начнутся дискуссии и в ОБСЕ. Замечу, что для того, чтобы подтверждать уже согласованные мероприятия, Путину совсем не обязательно было звонить Байдену в самый канун Нового года. При этом американский президент заявил, что «у Вашингтона нет намерений развёртывать на территории Украины ударные наступательные вооружения». Также «с российской стороны был дан исчерпывающий ответ на вновь упомянутый Джозефом Байденом вариант принятия «масштабных» санкций против России в случае эскалации ситуации вокруг Украины. В частности, сказано, что это стало бы серьёзнейшей ошибкой, фактически грозящей полным разрывом российско-американских отношений». Непонятно, к чему должна сводиться угроза «полного разрыва» отношений с США. Вряд ли речь идет о разрыве дипломатических отношений между двумя крупнейшими ядерными державами. А двусторонние торгово-экономические отношения и иное сотрудничество и без того находятся на низком уровне, и даже их полное прекращение вряд ли испугает Америку. По словам помощника российского президента Юрия Ушакова, Путин сказал Байдену, что переговоры «не должны перерасти в болтовню», и что Россия ждет конкретных результатов, причем быстро. И предупредил: «Посмотрим, как пойдут переговоры – день-два, три раунда. Дальше будем делать выводы». Однако остается непонятным, что именно Москва может предпринять в ответ.

Согласно пресс-секретарю Белого дома Джен Псаки, Байден разъяснил, что США, их союзники и партнеры дадут решительный ответ, если Россия вновь вторгнется в Украину, и подчеркнул, что прогресс на переговорах может быть достигнут только в случае деэскалации обстановки вокруг Украины. Также анонимный представитель Белого дома заявил Би-Би-Си, что «президент Байден обрисовал два пути, два варианта американского подхода, которые будут зависеть от действий России. Один – путь дипломатии. Второй – сдерживание, включая… серьезную экономическую цену и коррекцию расположения сил НАТО, а также дополнительную помощь Украине». Американский президент во время новогодних мероприятий в Уилмингтоне, в штате Делавэр, повторил в беседе с журналистами, что новые агрессивные действия России в отношении Украины приведут к жестким санкциям, которые станут сильным ударом для российской экономики. «Мы дали понять президенту Путину, что если он предпримет еще какие-то действия, вторгнется в Украину, то нами будут применены суровые санкции. Мы увеличим свое присутствие в Европе вместе с нашими союзниками по НАТО, и это будет (для России. – Б.С.) высокой ценой, которую ей придется заплатить». Однако до сих пор Байден не ответил на обращение группы американских политиков, включая двух бывших послов в Москве, призвавших его опубликовать перечень санкций, который будет наложен на Россию в случае ее вторжения в Украину. По их мнению, этот шаг мог бы заставить Путина остановить эскалацию вокруг Украины, так как он бы тогда убедился воочию, сколь разрушительными для России могут быть последствия агрессии.

Отсутствие же такого перечня санкций может свидетельствовать как о трудностях их согласования с союзниками, так и об отсутствии у администрации Байдена ясных представлений о том, какие именно антироссийские санкции она готова ввести. Также упоминание дополнительной военной помощи Украине в случае российского вторжения можно трактовать таким образом, что, пока будут продолжаться переговоры по предложенной Путиным повестке дня, никакая дополнительная военная помощь в Украину из США и их союзников по НАТО направляться не будет, равно как и санкции могут быть введены только после широкомасштабного российского вторжения в Украину, и только тогда может произойти усиление американского военного присутствия в прифронтовых государствах. Однако дипломатия и санкции сами по себе, без военной составляющей, хотя бы в виде ускоренной военной помощи Украине, вряд ли остановят Путина. Пока что он добился маленького пропагандистского успеха. Байден в разговоре пообещал не размещать в Украине любые наступательные вооружения. Собственно таких намерений у Америки действительно не было, и с точки зрения Белого дома данное обещание вообще уступкой не является. Но с точки зрения Кремля это – односторонняя уступка, которую Путин воспринимает как слабость партнера по переговорам. Вместо того, чтобы выставить в качестве предварительного условия для начала любых переговоров по вопросам безопасности России деэскалацию ситуации вокруг Украины, и для демонстрации серьезности своих намерений отправить хотя бы символические контингенты американских войск в Польшу, Румынию и страны Балтии, Вашингтон постепенно втягивается в переговоры с Москвой по заведомо неприемлемых для него российским предложениям, подавая Путину надежды, которые могут спровоцировать его на агрессию.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать